Много рефератов, докладов, рецензий по истории (Русь и крестовые походы IV-VI вв. (Колобову Б.В.) +18 баллов)

Посмотреть архив целиком

Реферат по истории

Русь и крестовые походы IV-VI вв.

Ливонский орден — католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Восточной Прибалтике на латышских и эстонских землях в 1237—1561.

Образован тевтонскими рыцарями на землях разгромленного Ордена меченосцев.

Ещё в 1202 папский ставленник рижский епископ Альберт создал здесь Орден немецких рыцарей-меченосцев. Первым гроссмейстером, или магистром, был В. фон Рорбах (1202—1208). Членами Ордена были «братья-рыцари» (воины), «братья-священники» (духовенство) и «служащие-братья» (оруженосцы-ремесленники). Ордену были даны права рыцарей-тамплиеров (храмовников). Отличительным знаком его членов была белая мантия с красным крестом и мечом на ней.

Устав Тевтонского ордена

    Это - Устав братьев, служащих Германскому Братству Св. Марии
Во славу всемогущей Троицы. Здесь начинается Устав братьев Госпиталя Св. Марии Германской в Иерусалиме, который разделен на три части. Первая часть рассказывает о целомудрии, послушании и житие в бедности, сиречь без имущества. Во второй говорится о госпиталях, о том, как и где они должны организовываться. В третьей говорится о правилах, коии должны соблюдать братия.

1.О целомудрии, послушании и бедности и их исполнении
Есть три вещи, которые является основополагающими любой религиозной жизни, и они прописаны в этом правиле. Первое - пожизненное целомудрие, второе - отказ от собственной воли, т.е. послушание вплоть до смерти, третье - принятие бедности, т.е. житие без собственности после вступления в этот орден. Эти три вещи формируют и делают посвященных подобными Господу Нашему Иисусу Христу, который был и остается целомудренным телом и душой, и который принял великую бедность при Своем рождении, когда обернули Его в истрепанные пеленки. Бедности следовал Он всю Свою жизнь до того как нагим был Он распят на кресте за грехи наши. Он также дал нам пример послушания, ибо до самой смерти послушен был Отцу Своему. Таким образом Он освятил в Себе святое послушание, когда говорил Он: "Я пришел не по Своей воле, а по воле Отца Моего, Того, Кто послал Меня". Также Св. Лука пишет, что Иисус, покидая Иерусалим с Марией и Иосифом, был послушен им. На эти три вещи, целомудрие, послушание, и житие без собственности, полностью опирается сила этого правила и они должны оставаться неизменными, так чтобы Мастер Ордена не имел власти освобождать кого-либо от этих трех вещей, ибо, если нарушена одна из них - нарушено все правило.
2. О том, что дозволено владеть собственностью, наследством, землей и крепостными сообща
Братья, по причинам больших затрат, возникающих от нужд столь многих людей и госпиталей, а также рыцарей, и больных, и бедных, могут владеть сообща и вместе во имя Ордена и его отделений, движимым имуществом и наследствами, землей и полями, винокурнями, мельницами, крепостями, деревнями, церковными приходами, часовнями, и другими подобными вещами, которые дозволены их привилегиями. Они также могут владеть, с пожизненным правом, людьми, мужчинами и женщинами, и крепостными, мужского и женского пола.
3. О свободе обвинять и отвечать на обвинения в законном порядке
Так как любой религиозный орден, имеющий свободы и привилегии, дарованные ему Папским Престолом, неподсуден светским судам, так и этот святой Орден Братьев Госпиталя Св. Марии Германской в Иерусалиме должен сознавать, что он находится под особой защитой Папского Престола. Но, чтобы подобная защита со стороны Церкви никоим образом не вступала в противоречие с законом, мы объявляем, что братия в своих исках кому бы то ни было, сохраняют все свои свободы и привилегии, при условии, что действуют они не злонамеренно, честно и незлобливо по отношению к тем, кого обвиняют, либо кому предъявляют иск. А если им предъявлено обвинение, они ни в коем случае не должны вести себя хитро и/или лживо по отношению к своим обвинителям.
4. Об основании госпиталей
Так как этот Орден имел госпиталь ранее, нежели рыцарей, что видно из его названия, ибо он называется Госпиталем, так мы объявляем, что в головной комтурии, либо же там где порешит Мастер и Совет Ордена, во все времена должен быть госпиталь; однако же где-либо еще, если кто-либо желает передать уже основанный госпиталь, комтур и совет мудрейших братьев могут принять либо отклонить это предложение. В других комтуриях этого Ордена, где нет госпиталя, госпиталь не может быть основан без особого распоряжения Мастера и Совета мудрейших братьев.
5. О том, как должно принимать больных в госпиталь
Больных должно принимать в госпиталь следующим образом. Когда больной прибывает, перед тем, как он будет помещен в госпиталь, он должен исповедаться, если он достаточно силен, и если присутствует духовник, и он должен получить причастие, если духовник советует это. И если у него есть какая-либо собственность, брат, отвечающий за госпиталь должен сохранить ее, выдав больному расписку в получении сего имущества. Также он должен предупредить больного, что он заботится о благополучии его души, и что все распоряжения и решения больного относительно его собственности будут по возможности выполнены.
6. О том, как должно заботиться о больных в госпитале
Затем, после размещения больного в госпитале, за ним должно, на усмотрение госпитальера, который должен решить каковы нужды больного, ухаживать прилежно, с тем, чтобы в головной комтурии, где глава Ордена, было столько лекарей, сколько требуют нужды комтурии и сообразно количеству больных, и к больным должно относиться сострадательно и любовно заботиться о них, согласно суждению лекарей и обстоятельствам комтурии, и каждый день им должно давать пищу перед тем, как братия садятся за стол, и по воскресениям Послания и Евангелия должно читать им и окроплять их Святой Водой и братии должно в шествии следовать к ним. В других комтуриях их милосердно должно кормить в надлежащее время. По воскресениям Послания и Евангелия должно читать им и окроплять их Святой Водой, но без шествия, ежели только комтур, на свое усмотрение не прикажет иное. Также мы оставляем на его усмотрение, в совете с мудрейшими из братии, снабжение лекарей в поименованных госпиталях. Далее, внимательно следить должно, дабы во всех госпиталях у больных не было недостатка в свете ночью. Те же, кто умрет в госпитале в любое время до Вечерни, должен быть похоронен сразу же, если это устраивает начальство. Умершие же после Вечерни должны быть похоронены на следующий день после Заутрени, если только глава госпиталя не примет другое решение. Мы также желаем, чтобы строго соблюдалось следующее правило: везде, где есть госпиталь, брат, которому Мастер или заместитель Мастера доверил заботу о больных, должен заботиться об их душах равно как о телах и стараться служить им смиренно и преданно. Комтуры также должны следить внимательно, дабы больные не испытывали недостатка в пище и других своих нуждах, насколько это может быть соблюдено. Однако, если вопреки стараниям или из-за небрежения тех, кто заботится о нуждах больных, больными будет пренебрежено, тогда братия, служащие в госпитале должны известить об этом Мастера либо начальство, коии должны наложить на провинившихся должное наказание, согласно тяжести проступка. Тот, кому доверены больные, также должен, насколько возможно, держать в подчинении слуг, коии должны привносить преданность и покорность в задачу сострадательного и верного служения больным; и ежели очевидное пренебрежение со стороны тех, кто ухаживает за больными, будет им замечено, он не должен оставить это безнаказанным. Комтуры, равно как и остальные братья должны всегда помнить, что, вступая в этот святой Орден, они торжественно клялись служить больным точно так же, как поддерживать честь рыцарства.
7. О том, как должно высылать собирателей милостыни
Так как забота о больных влечет за собой огромные траты, в соответствии с уступками в привилегиях Ордена, могут быть посвящены в духовный сан с особого разрешения Мастера или комтура и высланы сборщики милостыни для больных, коии должны быть религиозны, и выбраны для этой цели, и коии могут провозглашать папские индульгенции мирянам, а также напоминать людям приходить на помощь госпиталям, подавая милостыню. Они также должны быть примерного поведения, дабы, как это сделали сыновья Илии, не отвратить людей от пожертвований Богу и от подавания милостыни для больных. Также, они не должны быть неумеренными в тратах своих, и, когда они путешествуют по стране и приходят в одну из комтурий Ордена, должно им благодарно принимать предложенное им братьями и довольствоваться этим, не требуя большего.
8. О том, как братия должны приходить и выслушивать божественные службы и обряды
Братья, священники и светские, должны сообща и вместе днем и ночью посещать богослужения и почасовые молитвы, и священники должны петь и читать службы согласно требнику и сводам, положенным Ордену; мирские братья, присутствуют ли они на службе или находятся где-либо еще, должны на Заутреню прочесть Отче Наш тринадцать раз, семь раз прочесть Отче Наш в любой другой канонический час, кроме Вечерни, когда они должны прочесть Отче Наш девять раз. В часы же Святой Девы они должны столько же раз прочесть Отче Наш, и когда мирские братья достаточно образованы так что некоторые из них, по своей воле, либо с разрешения брата настоятеля, желают читать псалмы и другое, имеющее отношение к службе священников, со священниками в канонические часы или же часы Девы Марии, то такие братья освобождаются от цитирований Отче Наш, установленных для мирских братьев. Братьям, занятым на постах, разрешено отсутствовать на богослужении и ужине, когда долг их не позволяет им посетить их. В Заутреню, после приглашения и гимна, братия должны воссесть вместе, но когда читаются Евангелия и поются хвалебные гимны, а также в часы Святой Девы, все здоровые должны встать, и те, в своих часовнях и молельнях, должны подняться со своих мест, кладя поклоны на каждый Слава Господу Нашему в почтении к Святой Троице. Но когда они стоят, они должны кланяться при Слава Господу Нашему с заметным наклоном тела. Они должны также прилежно следить, дабы не потревожить других шепотом, громким говором либо не установленными молитвами, а также прилагать все усилия, дабы то, что произносят их губы, шло бы из их сердца, ибо любая молитва несет мало пользы, если возносится без участия сердца.
9. О том, как часто в году должны братия получать причастие
Так как Господь Наш сказал в Евангелии: "Евший Мою плоть и пивший кровь Мою, во Мне пребывает, а Я в нем, и "не увидит он смерти," то мы устанавливаем, чтобы все братия этого Ордена принимали Святое Причастие семь раз в году. Первый раз - в четверг перед Пасхой, тот самый четверг, когда Господь Наш Иисус Христос впервые установил причастие и дал Свое тело и кровь Свою Своим ученикам и приказал им начать обедню в память Его; второй раз - на Пасху; третий раз - на Троицын день; четвертый раз - во время Мессы Святой Девы в Августе; пятый раз - во время мессы на День Всех Святых; шестой раз - на Рождество; седьмой раз - на Candlemas. Не должно принимать Святое Причастие меньшее количество раз, ибо другие ордена, где также есть мирские братья, приучены причащаться гораздо чаще.
10. О том, как должно возносить молитвы о живых и мертвых
Для мертвых, кто уже предстал пред судом Господним, и посему нуждается в скорой помощи, братия должны уделять внимание, дабы не задерживать ту помощь, коию обязаны предоставлять. Поэтому мы постановляем, чтобы каждый присутствующий священник отслужил заупокойную службу, изложенную в требнике Ордена, за каждого брата своего Ордена, недавно почившего, а каждый мирской брат должен прочесть сотню Отче Наш за упокой души брата своего. Братия там, где нет монастыря, должны прочесть столько же. Каждый брат должен каждый день читать пятнадцать раз Отче Наш за всех братьев, где бы они не расстались с этим миром. Более того, каждый брат священник этого Ордена должен проводить ежегодно десять месс за грехи и во спасение всех братьев и слуг, жертвователей и друзей Ордена, еще живущих, и десять месс за упокой душ умерших. Церковнослужители, не являющиеся священниками, должны прочесть три Псалма за живых и столько же за мертвых. Каждый мирской брат должен читать Отче Наш тридцать раз в день в предписанные часы за благодетелей, слуг и всех друзей Ордена, еще живущих, и столько же за усопших. Однако они не должны возносить эти молитвы во время поста. Обязанностью братства, где скончался один из братьев, является отдавать лучшее одеяние почившего бедняку, а также, в течение сорока дней, еду и питье обычное для одного брата, ибо милостыня освобождает от смерти и укорачивает наказание души, отошедшей в праведности. Никто из братьев не должен делать никаких других пожертвований в любое время года.
11. О том, как и что братья могут использовать в качестве одежды и постели
Братьям этого Ордена позволено носить и использовать холст для нижних рубах, подштанников и чулок, простыней и покрывал, а также для других вещей, по необходимости. Верхняя одежда должна быть спокойных тонов. Братья рыцари должны носить белые плащи, как знак своего рыцарства, но другие их одежды не должны отличаться от одежд остальных братьев. Мы постановляем, чтобы каждый брат носил черный крест на плаще, на покрытиях шлема и брони, дабы показывать наружно принадлежность свою этому Ордену. Меховые изделия, рясы и одеяла не должно изготавливать из меха иного, кроме меха овец и коз, однако, никому не должно давать козлиный мех, если только он сам о том не попросит. Братья должны иметь обувь без шнурков, пряжек или колец. Также, те братья, кто заведует одеждой и обувью, должны заботиться о том, чтобы снаряжать братьев таким тщательным и подобающим образом, чтобы каждый имел нужный размер, не слишком длинный, не слишком короткий, не слишком узкий, не слишком широкий, и чтобы каждый мог без какой-либо помощи одеть и снять свои одежды и обувь. Что касается постельных принадлежностей, каждый брат должен довольствоваться спальным мешком, ковриком, простыней, покрывалом из холста или тонкого полотна и подушкой, если только брат, заведующий спальными принадлежностями, не выдает больше или меньше означенного. Также подобает при получении новых вещей, возвращать старые, дабы тот, кому возвращаются вещи, мог раздавать их слугам и бедным. Но если случится, что запрещено Господом, что брат упорно настаивает на получении оружия или вещей лучших или более изящных чем те, что ему выдали, то он заслуживает получения худших. Ибо это показывает, что тот, кто заботится в первую очередь о нуждах тела, не имеет крепости в сердце и внутренней добродетели. Так как духовные лица, в миру живущие, должны показывать свою веру своим одеянием, тем более подобает состоящим в Ордене носить специальные одежды.
12. О бритье духовных и мирских братьев
Все братья должны стричь свои волосы в монашеской и духовной манере, дабы и спереди и сзади их можно было опознать как людей, принадлежащих к религиозному ордену. Что касается бороды и усов, также необходимо следить, чтобы они были не слишком коротки и не слишком густы. Духовные братья должны иметь тонзуру не слишком малого размера, как то приличествует состоящим в ордене, и, поскольку они служат мессу, они должны брить свои бороды.
13. О том, как и что братья должны есть
Когда братья собираются для принятия пищи, клирики должны прочесть благословение на свой выбор, мирские же братья - Отче Наш и Аве Мария, и все должны принять пищу данную милостью Божьей и монастырем. Трижды в неделю, в воскресенье, вторник и четверг, братьям дозволено есть мясо; другие три дня им дозволено вкушать сыр и яйца, а в пятницу - рыбу; однако им дозволено вкушать мясо в любой день, на который приходится Рождество, даже если это - пятница, ибо все живое радуется в этот день. Одинаковую пищу должно давать всем братьям и распределять ее равно, соответственно статусу, месту и нужде брата, однако среди братьев большее внимание должно уделять нужде, нежели положению. Ничто нельзя забирать у одного ради нужды другого, но каждый должен получать долю согласно своей нужде. Также не должны они желать для себя всего, что они видят отданным другим, в большей нужде. Пусть тот, чья нужда меньше благодарит Господа; пусть тот, чья нужда больше, из-за болезни, смиряет себя, и когда получает больше из-за слабости своей, пусть не возгордится проявленной к нему милостью; и так все братья будут жить в мире и согласии. Мы предупреждаем, что должно избегать специального воздержания, которое отличается заметно от общего. В своих монастырях братья едят по двое, кроме овощных блюд, и пьют раздельно. Далее, в тех комтуриях, где есть конвент братьев, состоящий из командира и двенадцати братьев, по числу апостолов Христовых, обычай читания за столом должен соблюдаться, и все вкушающие должны слушать в тишине. Так чтобы не только рот вкушал пищу, но и уши, жаждущие слова Божия. Однако, находящиеся за столом, в случае нужды могут тихо и в нескольких словах разговаривать с теми, кто прислуживает или с другими людьми, с которыми им необходимо решить какие-то мелкие дела. Прислуживающие и те, кто сидят за вторым, отдельным от конвента столом, и братья в маленьких комтуриях, где нет читания за столом, должны стремиться хранить молчание насколько это позволяют дела комтурии, если только командующий, из-за гостей, не дает разрешение на разговоры. Братья не должны вставать из-за стола до того, как закончили прием пищи, если только это не неотложное дело, после чего они могут вернуться и закончить прием пищи. Когда прием пищи окончен, клирики должны прочесть молитву на свой выбор, мирские же братья - дважды Отче Наш и дважды Аве Мария, после чего они должны организованно отправиться в церковь либо туда, куда их направит начальник. Оставшиеся целые буханки хлеба должно сохранять, остальное же может быть роздано как милостыня.
14. О подаянии милостыни и десятины хлеба
Полезным постановлением этого Ордена, продиктованным благочестием, является то, что во всех комтуриях этого Ордена, где есть церкви или часовни, десятина хлеба, испеченного в печах комтурии, раздается бедным, либо же, вместо хлеба, обычные подаяния раздаются трижды в неделю.
15. О соблюдении поста братьями
С воскресенья перед днем Св. Мартина до Рождества, и семь недель перед Пасхой, кроме воскресений, кроме того на Двенадцатую Ночь, и Вечер Очищения Богородицы, канун Св. Матиаса, пятницы со Дня Всех Святых до Пасхи, день Св. Марка, если только он не приходится на воскресенье, а также три дня, когда носится Крест Господень, и в канун Троицыны дня, и в пост накануне Св. Иоанна Крестителя, и Св. Петра и Св. Павла, и Св. Джеймса и Св. Лаврентия, и в пост накануне Дня Богородицы в августе, в день Св. Варфоламея, и в вечер Рождества Богородицы, и на Св. Матфея, Св. Симона и Св. Иуду, в канун Дня Всех Святых, на Св. Андрея, Св. Томаса, и на Двенадцать Дней Поста, братья должны принимать лишь постную пищу, если только телесная немощь или какая другая нужда не требует иного; и если сочельник выпадает на воскресенье, то им должно поститься вместо этого в субботу. По пятницам, с Пасхи до Дня Всех Святых братьям должно потреблять постное дважды в день, если только, дабы миряне не возмутились, комтур с лучшими из братьев не посоветуют иного.
16. О вечернем питье
Каждый постный день братья должны иметь полдник; в другие дни, когда они едят дважды, они не имеют его, если только не имеется специального предписания комтура. В дни полдника братьям, после Вечерни, до Повечерия должно собраться на полдник и, вознося благодарения Господу, принять предложенный им напиток; и так как в других орденах, где есть полдник, производятся чтения, коим внимают в тишине, мы советуем братьям хранит молчание во время полдника, или говорить только на достойные темы, избегая простых сплетен. После того, как они услышат сигнал, они должны идти на Повечерие.
17. О том, как и где братия должны спать
Все здоровые братья, если это легко организовать, должны спать вместе в одной комнате, если только начальствующий над ними приказывает некоторым братьям, из-за исполнения ими обязанностей или по каким-либо другим причинам, устраиваться на ночь другим образом; и когда они спят, им должно спать в подпоясанных нижних рубахах, подштанниках и чулках, как принято истинно верующим. Им разрешается спать отдельно только в самых исключительных случаях. Там, где обычно спят братья, свет должен гореть всю ночь.
18. О том, как братия должны хранить молчание
После Повечерия братья должны хранить молчание до Заутрени, если только в это время им нет необходимости поговорить со своими слугами, или кем-либо еще, исполняющим свои обязанности, или заботящимся об их конях или их оружии или выполняющими какие-либо еще данные им приказания; для этого они должны выбрать наиболее подходящее время и делать это как можно быстрее и тише. Однако есть исключения из этого правила, такие как нападение воров или пожар; и любой, открывший для подобных речей свои уста должен прочесть перед сном Отче Наш и Аве Мария.
19. О том, что никто из братьев, кроме должностных лиц, не может иметь печать
Мы также устанавливаем, чтобы никто из братьев, кроме тех, кому доверена канцелярия, не мог иметь печать или посылать письма или читать письма, посланные ему кем-либо, без разрешения настоятеля, пред кем, если ему будет угодно, полученное письмо или письмо посылаемое должно быть прочитано.
20. О том, как братия могут получить разрешение на то, чтобы отдавать, получать и обмениваться вещами
Братья могут обменивать или отдавать без разрешения то, что они изготовили из дерева, кроме вещей, доверенных брату для собственного использования настоятелем, и которые он не должен обменивать или отдавать без разрешения хозяина; также ни один брат, кроме комтура, не может получать подарки для своего собственного использования без разрешения вышестоящего начальства, кто также властен решать, хочет ли он позволить брату оставить подарок себе или отдать кому-либо еще.
21. О том, что не могут они иметь личных замков и ключей
Так как религиозные люди должны любыми способами избегать собственности, мы желаем, чтобы братья, которые живут в монастырях, обходились без ключей и замков для сумок и коробок и сундуков и всего другого, что может замыкаться. Исключением из этого правила являются братья, которые путешествуют, а также должностные лица, чьи должности требуют подобных вещей на благо всего монастыря.
22. О рыцарях
Так как этот орден специально основан для рыцарей, сражающихся против врагов Креста и веры, и так как обычаи врагов в сражении и других вопросах очень разнятся в разных землях, и таким образом необходимо противостоять врагам разным оружием и разными способами, мы оставляем на усмотрение старшего меж братьями все вопросы, касающиеся рыцарей, лошадей, оружия, слуг и другие вещи, надлежащие и допустимые братьям в битве, чтобы он приказывал и решал все вышеупомянутые вопросы совместно с советом мудрейших братьев провинции, в которой идет война, или же с теми, кто рядом, если он не может отложить решение этих вопросов, не повредив остальным братьям. Однако, необходимо строго соблюдать следующее правило: седла и уздечки и щиты не должны покрываться золотом и серебром неумеренно, равно как и другими мирскими цветами. Копья, щиты и седла не должны иметь чехлов, но тонкие пики могут покрываться ножнами, дабы оставались они острыми для нанесения ран врагам. Также, если мастер, или брат, облеченный такой властью мастером, дает просто так или взаймы другим людям зверей и оружие, даденное ранее братьям временно для личного пользования, тогда братья, коим это было дадено, ни в коем случае не должны возражать, дабы не подумали, что хотят они удержать для себя навсегда то, что было дадено им лишь временно. Далее, мы постановляем, дабы ни один брат не желал иметь оружие либо животное, как свою личную собственность. Если же случится, что брату было дано что-либо, неподобающее к использованию, он должен смиренно и скромно известить об этом того, кто отвечает за данную службу и оставить решение этого вопроса на его усмотрение.
23. Об охоте
Братьям не должно участвовать в охоте, как она ныне проводится, с науськиванием и гончими и соколами и приманками. Но если у них есть, либо они приобретут в дальнейшем, в некоторых провинциях густые леса, от которых могут получить они много дичи и шкур, тогда им дозволяется иметь охотников, коих братья могут сопровождать с оружием в руках для защиты от злых людей. Однако не должно им носиться по полям и лесам за дикими животными со стрелами и другим оружием. Далее, мы разрешаем им преследовать без гончих волков, рысей, медведей и львов, и уничтожать их, но не как пустое времяпровождение, а для общего блага. Между тем, братья могут также стрелять птиц, дабы упражняться в стрельбе и повышать свое мастерство.
24. Об уходе за больными братьями
Так как больные имеют право на особый уход и внимание, мы желаем, дабы уход за больными доверялся бы тем, кто предусмотрительны и преданны, кто с усердием честно уделяли бы внимание каждой их нужде и удобствам и полностью следовали бы наставлениям врача, если таковой полностью надежен.
25. О старых и немощных братьях
О старых и немощных братьях должно великодушно заботиться соответственно их немощи; относиться к ним должно с терпением и почитанием; никто ни в коей мере не должен быть строг к телесным нуждам тех. Кто держит себя благородно и благочестиво.
26. О том, как должны братья жить в дружбе и братской любви
Все братья должны вести себя друг с другом так, чтобы дружеское согласие во имя братства не обернулось жесткостью сердца, но должно им обратить внимание на то, чтобы жить вместе, в братской, любви, согласно и дружно в духе доброты, так чтобы могли сказать о них: как хорошо и приятно братьям проживать вместе в единстве, которое есть согласие. Пусть каждый, как только может, несет тяготы другого, и, в соответствии с советом апостолов, будет прилежен в уважении другого. Никаких злых речей - ни перешептываний, ни клеветы, ни хвастовства о делах минувших, ни ложь, ни проклятий или оскорблений, ссор или праздных слов не должно исходить из братских уст. Но если кто-либо из братьев обидит другого словом или делом, пусть не замедлят они найти примирение, и немедленными словами залечат раны в сердце другого, коии нанесли словом или делом; так Апостол учит нас, что солнце не заходит над нашим гневом, что означает, что он не длится до заката; и как Господь Наш Иисус Христос учит нас в Евангелии: "Ежели что принес ты пред алтарь и вспомнил, что брат твой имеет обиду на тебя, оставь подношение свое и поторопись примириться с братом своим и лишь потом соверши жертвоприношение".
27. О том, как все братья должны собираться на совет
Мастер Ордена или его заместители должны созывать всех братьев, когда они собираются решать вопросы, касающиеся всего Ордена в целом, продолжать ли или изменить политику Ордена, а также вопросы отчуждения земли или другой собственности Ордена, для чего разрешение должно быть получено от Мастера и Собрания, а также вопросы принятия в Орден; затем, то, что решат мудрейшие из братьев после обсуждения, Мастер или его заместители должны воплотить в жизнь. В случае разногласий, Мастер или его заместители могут решить кто из братьев мудрее; кроме того, благочестие и благоразумие, знания и хорошая репутация должны иметь вес больший, нежели простое большинство. Более мелкие вопросы могут быть решены без всеобщего сбора братьев. Самые мелкие вопросы они могут решать сами. Ежели случится, что какие-то важные вопросы, касающиеся комтурии или Ордена в целом, необходимо будет обсудить после Повечерия, это может быть сделано, при условии, что братья будут избегать праздных слов и слов, к смеху приводящих. Присутствующие на подобном совете также должны прочесть Отче Наш и Аве Мария перед отходом ко сну.
28. О том, как братья должны подавать людям хороший пример
Ежели братья путешествуют или идут на врага или по своим делам, так как они крестом своим показывают знак кротости и Ордена, они должны стараться примерами дел хороших и слов полезных показывать людям, что Бог с ними и внутри них. Если ночь застанет их в дороге, они могут, после Повечерия или до Заутрени, говорить на темы нужные и честные, но не в гостинице после повечерия, исключая случаи выше описанные. Должно им избегать гостиниц и мест с плохой репутацией; также должно иметь им свет в комнате своей всю ночь, дабы не случилось ничего плохого с их репутацией или же имуществом. Когда они в дороге, путешествуя с места на место, они могут посещать богослужения и молитвы, где бы то ни было, а по возвращении, в случае усталости от оружия или дороги, могут быть они освобождены утром от Заутрени; и не только с дороги уставшие, но и занятые нужными делами могут быть от того освобождены. Свадьбы и собрания рыцарей и другие собрания и пустые развлечения, которые дьяволу служат гордостью мирскою, братьям должно посещать редко, только лишь по делам Ордена либо для спасения душ заблудших. Братья должны избегать разговоров с женщинами в подозрительных местах и в подозрительное время, а особо с девами, а также должны они избегать целовать женщин, ибо это есть прямое проявление невоздержанности и мирской любви, и потому запрещено целовать даже матерей и сестер своих. Никто из братьев не должен иметь дела с людьми, от церкви отлученными, либо с теми, кто публично анафеме предан, кроме специально разрешенных случаев. Также никто из братьев не может быть крестным отцом, кроме как в случае смертельной необходимости.
29. Об испытании тех, кто желает вступить в этот Орден
Тому, кто желает вступить в это честное братство должно дать испытательный срок, достаточный, чтобы он понял и познал все тяготы, ожидающие его на службе Ордену, а братья могли узнать характер его, если только не желает он избежать этого испытательного периода и поручитель его согласен, в каковом случае ему должно принести обет полного послушания. Затем комтур или священник должны дать ему плащ с Крестом, освященный простым благословением и окропленный святой водой, ибо получает он одеяние Ордена с Крестом и ничто более не отличает его от тех, кто пришел в Орден ранее его.
30. О том, как следует принимать детей в Орден
Мы также желаем, чтобы ни один ребенок не получил одеяния Ордена и не был принят в Орден до достижения им своего четырнадцатилетия. Если же случится такое, что отцы или матери или опекуны приведут ребенка в Орден до достижения им своего четырнадцатилетия, или же ребенок придет добровольно, и если братья желают принять его, то должно воспитывать его до четырнадцати лет, после чего, если он и братья согласны, его должно принять в Орден обычным образом.
31. О том, как должно принимать женщин на службу Ордену
Далее заявляем мы, что ни одна женщина не может быть принята в полное служение и братство в этом Ордене, ибо часто храбрость мужей сильно смягчается от близкого общения с женщинами. Тем не менее, поскольку есть некоторая помощь больным в госпиталях, равно как и обращение со скотом, с коими женщины справляются лучше мужчин, разрешено держать женщин для такого рода вещей. Однако, их можно принять лишь с разрешения комтура, и, когда они приняты, их следует размещать отдельно от братьев, ибо целомудрие братьев, живущих вместе с женщинами, хотя бы и постоянно при свете, все равно в опасности, и также это не может долго продолжаться без скандала.
32. О приеме тех, кто женат в качестве прислуги Ордена
Так как Орден может нуждаться в людях, мы позволяем принимать в качестве прислуги в Орден мирских людей, женатых и одиноких, кто предает тело свое и собственность братьям; более того, их жизнь, как и подобает, должна быт честной, и не только должны они избегать явных грехов, но не должны также гнаться за незаконными прибылями и торговлей. Они должны носить одежды религиозных оттенков, но не с полным крестом. И если женаты они и один из супругов умирает, половина имущества почившего отходит Ордену, а вторая половина - супругу до скончания жизни его; а по смерти второго супруга, все имущество отходит Ордену. Также все, приобретенное ими после принятия в Орден, отходит Ордену. Заявляем также, что по желанию и усмотрению комтура, некоторые лица могут быть приняты в Орден и на других условиях, если только комтур находит это полезным.
33. О том, как следует принимать тех, кто служит из милосердия или за деньги
Если кто-либо желает служить Ордену из милосердия или за деньги, так как трудно принять специальное правило, годное для всех подобных случаев, мы заявляем, что это мы оставляем на усмотрение должностного лица, ответственного за принятие претендентов; далее, никто из братьев не имеет права бить служащих из милосердия или за деньги, кроме должностных лиц, которые, дабы исправить плохое поведение своих подчиненных могут подвергать их телесному наказанию, как это принято. Ежели случится, что рыцарь, либо человек достойный этого звания присоединится к Ордену, чтобы служить из милосердия с оружием в руках, и затем погибнет, каждый из братьев, присутствующих при этом, должен прочесть тридцать раз Отче Наш во спасение его души, и также должно в течение семи дней отдавать бедным такое количество пищи, которое обычно потребляет один брат.
34. О заботе Мастера о братии
В Ковчег Завета были положены розга и манна небесная, что означает для нас, что судьям должно применять и то, и другое: одно кротко призывает к милосердию, другое - справедливо требует строгости. Поэтому Мастер, который поставлен над всеми и должен сам подавать всем братьям хороший пример, должен и порицать непокорных и принимать больных, и должен ободрять павших духом и быть мягким и терпеливым со всеми, и должен нести в руках своих розгу и посох, согласно словам пророка; розгу бдительности, с помощью которой, денно и нощно следя за вверенным ему стадом, он милостиво освобождает ленивых от смертельного сна лености и пренебрежения священными ритуалами, усердно и справедливо пресекает любое неповиновение; посох же олицетворяет отеческую заботу и сострадание коим должен он поддерживать морально неустойчивых и укреплять малодушных и разбитых печалью, дабы они, неободренные, не были побеждены отчаянием.
35. О том, как должны они убеждать, советовать и обвинять друг друга
Если случится, что один из братьев узнает о скрытых грехах другого. Он должен мягко и истинно по-братски убедить его раскаяться и сознаться в своих прегрешениях. Но если тот что-то совершил открыто противу души своей, или же противу чести комтурии или Ордена, это не должно игнорировать, и должно убедить его предстать перед мастером и братьями и смиренно просить прощения. Но также, если он не согласится признать свою вину и будет приведен к сознанию вины пред мастером и братьями, то пусть понесет он строжайшее наказание.
36. О том, как братьям должно исправлять свои проступки
Если брат словом или делом совершит пустячный проступок, он должен раскрыть это перед начальником своим и исполнить указанное тем, во исправление проступка. За мелкий проступок и наказание должно быть соответствующим, если только эти мелкие проступки не повторяются столь часто, что не остается ничего, кроме как ужесточить наказание. Если же случится, что будет кем-либо открыт проступок, коий брат собирался скрыть, должно наказать его более сурово, нежели обычно наказывают за подобный проступок. Если же проступок велик, его должно отделить от общества братьев, и не дозволять ему вкушать пищу совместно с братьями и садить его должно отдельно ото всех. Он же должен быть полностью покорен воле и приказам мастера и братьев, дабы и он мог спастись в Последний День.
37. О внимательности Мастера в своей свободе действий
Мастер имеет право освободить от любого из обязательств, изложенных в данном Уставе, кроме трех - целомудрия, бедности и послушания - и, с должным вниманием ко времени, месту, человеку и нуждам дела, давать подобные освобождения, но делать это таким образом, чтобы в каждом отдельном случае действовать во славу Божию, с должным вниманием к благочестию и практическим соображениям. Аминь.
Конец устава.





Русско-литовские отношения




1. Литовские а) политичес- В начале XIII века литовский племена на-

земли в кая разд- ходились в состояние полной политической разд-

13 веке роблен- робленности: они управлялись множеством пле-

ность менных князей, окруженных своими дружинами, с

которыми они делали постоянные набеги и напа-

дения на соседние русские и польские земли.

б) объединение Грозная опасность со стороны агрессивных

литовцев западных соседей - Ливонского и Тевтонского

вокруг немецких орденов заставила литовцев объеди-

первого ниться вокруг одного военного вождя, которым в

великого 30-х годах 13 века становиться первый великий

князя Ли- князь Литовский Миндовг. Он не только объеде-

товского нил под своею властью большинство литовских

Миндовга племен, но захватил также и так называемую

Черную Русь - область по левым притокам Немана

с гг. Новгородком, Слонимом, Волковыйском и

городном; Новгородок стал обычным местоприбы-

ванием Миндовга.

в) вторжение В 1245 г. литовцы вторгнулись в Новго-

1245 г. родские владения с юго-запада; Александр

Невский двинулся против них, нанес им несколь-

ко поражений и выгнал из городских пределов.

г) период В 1263 г. Миндовг пал жертвой заговорв

смут пос- подручных князей. После его смерти в Литве

ле смерти наступил период смут и междуусобий в борьбе за

Миндовга власть, но уже в начале 14 века является новый

могущественный вождь Гедимин, которому удалось

создать прочное объединение литовских и запад-

норусских земель.

2. Присое- а) присоедине- Соседняя с Литвой земля Полоцкая находи-

динения ние Полоц- лась в 13 веке в состояние политического упад-

к Литве кой земли. ка и раздробления, разделяясь на княжества По-

Образова- лоцкое, Витебское, Минское, Друцкое и др, По-

ние нового лоцкие князья обращались к Литве за помощью

государства против немцев, и при Гедимине вся Полоцкая

земля примкнула к Литве. Далее великое кня-

жество Литовское включило в свой состав Туро-

во-Пинское Полесье и землю Берестейскую. Сто-

лицей нового государства (после Новгородка и

Трок) стала Вильна.

б) литовско- Таким образом, коренная земля окружилась

русский целым поясом подвластных литовским князьям

характер русских земель, и великое княжество Литовское,

княжества почти с самого своего основания, приняло вид и

характер литовско-русского, Его государь носил

титул великого князя Литовского и Русского.

Русское культурное влияние в новом госу-

дарстве подчинило себе господствующую народ-

ность. Гедимин и его сыновья были женаты на

русских княжнах, при дворе и в официальном де-

лопроизводстве господствовал русский язык (ли-

товской писменности в то время не существова-

ло).



Применяя то силу, то интриги, то другие приемы, особенно через удачные браки своих сыновей с русскими княгинями, Гедемин подчинил себе минское, витебское и туровско-пинское княжества, а также часть Подляшья – в бассейне среднего Буга и верхнего Нарева. Примерно в то же время, несмотря на политические и военные успехи, рост значения литовского государства и перенос столицы из Тракая в Вильнюс (Тракай был столицей после Новогрудка), литовский элемент государства стал уступать русскому, а русский язык стал в Литве официальным.

Делу дальнейшего присоединения русских земель к Литве подчинил всё свое правление сын Гедемина, Ольгерд (1345-1377). Сначала он подчинил себе киевское княжество, где он оставил наместником одного из своих сыновей, а потом Волынь. Затем Ольгердовы дружины устремились в Подолию, которая в то время находилась под непосредственным татарским правлением. Началась продолжительная война с татарами. В 1362 г. Ольгерд разбил войска трех татарских орд у реки Синие Воды (ныне Синюха, левый приток Южного Буга) и завладел Подолией, где он сделал наместниками представителей другого рода потомков Гедемина – Корятовичей. Борьба за Подолию, а также Волынь, стала источником продолжительного польско-литовского конфликта, в результате которого часть спорных территорий отошла к Польше. Когда речь идет о подольских походах Ольгерда, часто упоминается то, что он расширил границы своего государства вплоть до берегов Черного моря. Если в этом и заключается какая-то доля исторической правды, то речь скорее всего идет лишь о временном и неформальном характере власти, да и то в более поздний период. В любом случае, Литва не установила на черноморском побережье никакой государственной администрации, а власть великих литовских князей над т.наз. "Дикими Полями" всегда была лишь номинальной.

Затем завоевания Ольгерда перекинулись на восточный берег Днепра, на земли переяславского, черниговского и новгород-северского княжеств, а также частично и смоленского княжества, в частности его северной части, где расположены города Белый и Торопец. Территория Литвы увеличилась вдвое, причем доля собственно литовских земель составляла не больше одной девятой всего государства. Внутреннее устройство Великого Княжества Литовского было довольно своеобразным. В некоторых уделах Ольгерд оставлял местных правителей – Рюриковичей, в других насаждал своих сыновей или других родственников – Гедеминовичей. Связь уделов между собой и с центром была довольно слабой; в любом случае нельзя говорить о централизованной государственной власти. Русский элемент в этом государстве преобладал уже сильнее, чем во времена Гедемина, причем русское влияние не только не встречало никакого сопротивления, но даже не возникала сама мысль о целесообразности такого сопротивления.

Ольгерд также пользовался большим авторитетом в Новгороде и Пскове, к чему надо прибавить и его усиливающееся влияние в Твери. Политическая поддержка Твери привела к конфликту с Москвой, но причины конфликта с Москвой следует искать глубже. Захватив такой огромный кусок Руси, Ольгерд должен был принимать во внимание, что каким-то образом надо будет защищать такой невероятный территориальный рост. Московское княжество в то время тоже устремилось к объединению русских княжеств и таким образом становилось главным врагом Литвы. Нет сомнений, что если бы имелись хоть какие-то виды на успех, Ольгерд не упустил бы свой шанс и разгромил бы московское княжество.

Такова была подоплека трех походов Ольгерда на Москву (1368-1372). Но они обернулись поражением, главным образом из-за слабой подготовки, значительных расстояний, отсутствия поддержки у населения и крепкой обороны Москвы и Кремля, который в то время прошел существенную перестройку. Первые две осады Кремля были короткими; их пришлось снять из-за неблагоприятного развития событий и ухудшения погодных условий. В третьем походе Ольгерд даже не дошел до стен Кремля и вынужден был отступить ввиду больших потерь, которое его войско понесло еще на марше. Но на этом агрессивная политика Литвы по отношению к Москве не кончилась; еще тверской князь Михаил тщился прибрать к рукам Великое Княжество, на которое он получил в Орде ярлык. Московский князь Димитрий тогда разорвал отношения с татарами, причем впервые так резко со времен татаро-монгольского нашествия. Стало ясно, что без решающей схватки не обойтись. Димитрий решил опередить развитие событий и первым ударил по Твери (1375 г.), заставив Михаила подчиниться, вплоть до отречения от претензий на великокняжеский престол и обещания присоединиться в будущих походах против Орды. На следующий год с тем же результатом Димитрий предпринял поход против камских болгар.



б) остановле- В то время как Ольгерд с таким успехом

ние немец- вел завоевательную политику на юге и востоке,

кого движе- его брат Кейстут действовал против немцев на

ния Кейс- западе, остановив их наступательное движе-

тутом ние.Немецкое завоевательное движение останови-

лось, и немцы были при Кейстуте довольны уже и

тем, что держались на ранее захваченных ими

местах.

в) образование Положив предел завоеваниям немцев, Оль-

могучего герд и Кейстут собрали народ под своей

Литовско- властью, можно сказать, всю Южную и Западную

Русского Русь, освободив ее от владыченства татар и дав

государст- ей единую сильную власть. Очень важно было,

ва что власть эта была русской по культуре и при-

емам. Русским людям представлялось, что Геди-

миновичи восстанавливают старую русскую силу и

старый русский порядок на коренных русских

местах - в области верхнего и среднего Днепра.

Образованное Гедиминовичами могучее Ли-

товско-Русское государство, казалось, имеет

блестящее будущее. Однако дальнейший ход собы-

тий не оправдал тех надежд, с каками смотрела

на литовских князей вся юго-западная Русь.

* обширная В результате военных и дипломатических

территория успехов Гедимина и Ольгерда великое княжество

княжества Литовское превратилось в конце 16 века в об-

ширное государство, которое простиралось от

Балтийского до Черного моря; в этомгосударстве

западнорусские земли составляли 0,9 всей тер-

ритории и огромное большинство населения было

русским. Эти поразительно быстрые и легкие

успехи великих князей литовских объясняются

как тем,что западнорусские земли охотно приз-

навали власть Литвы, чтобы избавиться от

власти татар,так и тем, что, присоединяясь к

Литве, русские области ни в какой мере не

испытавали национального или религиозного гне-

та или какой-либо ломки в строе и характере

местной жизни.

* власть в В большинстве западнорусских земель сна-

Литовско- чала оставались на своих местах прежние князья

Русском - Рюриковичи, признавшие над собой верховную

госу- власть великого князя Литовского; в некоторых

дарстве областях их заменили литовские князья - Геди-

миновичи, но за исключением этого, никаких су-

щественных перемен не происходило. "Литовская

верховная власть была совершенно чужда тенден-

ции к нивелировке областной жизни..."мы стари-

ны не рухаем, а новин не уводим" - провозгла-

шали великие князь литовские, подтверждая ста-

рые права земель, находившихся под их верхов-

ной властью"(Лаппо). Таким образом, существен-

ной чертоу государственного строя великого

княжества Литовского был его федеральный ха-

рактер.

* усиление Русское культурное влияние все более

русского усиливалось в Литве, и сами Гедиминовичи

культурного постоянно обрусевали, некоторые из них и

влияния в крестились в "русскую веру". Однако в конце 14

Литве века Литовско-Русскому государству пришлось

пережить тяжелый и опасный национально-полити-

ческий кризис.

4. Политика а) начало После смерти Ольгерда (1377г.) в ли-

Ягайло княжения товской великокняжеской семье начались раздоры

и борьба за власть. Великим князем стал один

из сыновей Ольгерда, хитрый и жестокий Ягайло,

который погубил своего дядю Кейстута, но встре-

тил сопротивление некоторых областных князей,

своих братьев.

б) династи- В то время соседняя с Литвой Польша пе-

ческий реживала династический кризис. По смерти коро-

кризис в ля Людовика Венгерского (1382г.) в Польше была

Польше признана королевой его несовершеннолетняя дочь

Ядвига, и польские паны хотели устроить ее

брак с Ягайлом, надеясь, что этот брак поведет

к унии Польши с Литвою, точнее к присоединению

обширного Литовско-Русского государства к кор-

левству Польскому. Ягайло с радостью сог-

ласился жениться на Ядвиге, чтобы этим браком

укрепить свою власть и обеспечить себе помощь

Польши как против немцев, так и против непо-

корных братьев.

в) уния В 1386 г. Ягайло принял католичество,

1385- женился на Ядвиге и стал королем польским, с

1386 гг., именем Владислава. Перед тем как (1385 г.)

принятие Ягайло выдал в Крево польским послам обяза-

католиче- тельство не только самому принять католичест-

ства во, но и привести в католическую веру также

всех своих родственников и подданных и присое-

динить навсегда свои земли к короне Польской.

Уния 1385-1386 гг. была инкорпорациею великого

княжества Литовского в Польское королевство.

г) восстание Однако требование уничтожения госу-

литовских дарственной самобытности великого княжества

князей и Литовского вызвало открытое восстание ли-

бояр товских князей и бояр, во главе которого стоял

двоюродный брат Ягайла Витовт Кейстутович.

д) признание Восстание встретило общее сочувствие

Витовта населения Литовско-Русского государства, и

пожизненным Ягайло вынужден был пойти на уступки: в 1392

Литовским г. в Острове было заключено соглашение, по ко-

князем торому Витовт был признан пожизненным великим

князем Литовским под суверенитетом польского

короля, с тем, однако, что после его смерти

его владения должны были перейти под не-

посредственную власть последнего. Однако фак-

тически Витовт держал себя как самостоятельный

и независимый государь.

5. Политика а) договор об Неудача в войне с татарами, которые в

Витовта унии 1401 г.1399 г. нанесли Витовту страшное поражение на

р. Ворксле, вынудила Витовта снова искать сог-

лашения с Ягайлом, и в 1401 г. договор об унии

был подтвержден на условиях соглашения 1392 г.

После этого оба государя действовали в сог-

ласии в вопросах внешней политики и в 1410 г.

совместно вели войну против Тевтонского орде-

на, которому польские, литовские и русские

полки нанесли страшное поражение при Грюнваль-

де.

б) Гродельс- В 1413 г. на Гродельском польско-ли-

кий польс- товском съезде был заключен новый договор об

ко-литовс- унии, согласно которому было признано постоян-

кий съезд нное существование великого княжества Ли-

1413 г. товского (под суверенитетом короны Польской);

по смерти Витовта литовцы должны были избрать

себе нового великого князя по соглашению с

польскими королем, панами и шляхтой (так же и

польский король в будущем должен был изби-

раться по соглашению с литовцами).

Литовские аристократы получили права и

привилегии, которыми пользовались польская

аристократия, однако лишь постольку, поскольку

они были католиками, а не схизматиками) ( т.е.

православными) или "неверными" (нехристиана-

ми). Таким образом, литовская католическая

аристократия заняла господствующее положение в

государстве, образовав сравнительно узкий круг

сотрудников и советников "господаря великого

князя"); они образовали думу или раду великого

князя, из их среды обычно он назначал своих

наместников в областях.

в) государева В своей внутренней и внешней политике

сила Ви- Витовт был сильным и деятельным государем.

товта Встретив и подавив сопротивление некоторых об-

ластных князей, от которых он требовал "поко-

ры" и послушания, Витовт упразднил крупные об-

ластные княжения в Полоцке, Витебске, Новгоро-

де Серерском, Киеве, на Волыни и Подолье;

вместо прежних князей Рюриковичей или Гедими-

новичей Витовт стал назначать в эти области

своих наместников, которые управляли этими об-

ластями по-прежнему, при участии местного бо-

ярства.

г) успехи В своей внешней политике Витовт также

внешней достиг значительных успехов. На рубеже 14 и 15

политики вв. он присоединил к великому княжеству Ли-

Витовта товскому княжества Смоленское и Вяземское, а

также целый ряд так называемых верхнеокских

княжеств. Таким образом, в начале 15 в. вели-

кое княжество Литовское охватывало не только

Литву, всю Северо-Западную и почти всю Юго_За-

падную Русь, но и западную часть Великороссии.

д) план вен- В конце правления Витовта подготовлялся

чания план венчания его королевскою короною, но план

Витовта этот не удалось осуществить вследствие проти-

королевс- водействия поляков.

кою короною Хотя "втеление" Литовско-Русского госу-

дарства и не удалось полякам, все же договоры

об унии и привилегии, явившиеся в результате

этих договоров, оказали существенное влияние

на социально-политический строй великого кня-

жества Литовского. Они оформили и укрепили по-

зицию литовской аристократии, предоставив ей

все те социальные привилегии, политические

права, которыми пользовались их соседи и

"братья" в короне Польской.

е) Городельс- Городельской привилегией 1413 г. уста-

кая приви- навливается участие литовской знати в избрании

легия 1413 г.удущих великих князей Литовских, а также со-

вещание знати с великим князем "pro bono

publico". Таким образом, уния с Польшей сделав

власть великого князя Литовского избиратель-

ной, воспрепятствовала образованию в великом

княжестве Литовском сильной наследственной мо-

нархии и сделала литовскую аристократию распо-

рядительнецею судеб государства.

ж) изменения В великом княжестве Литовском создается

в управ- ряд высших должностей по польскому образцу -

лении воеводы, каштеляны, маршалки, гетманы, канц-

лер. Польский язык и польское культурное влия-

ние начинают играть преобладающую роль. Часть

русской аристократии, стремясь приобщиться к

власти и привилегиям господствующего слоя,

принимает католицизм и поддается колонизации,

тогда как другая часть остается верна своей

вере и народности, и таким образом возникает в

Литовско-Русском государстве та националь-

но-религиозная вражда и борьба, которой оно

было совершенно чуждо в 14 столетии.

6. Литва а) процесс По сметри бездетного Витовта все его пе-

после передачи емники избирались на великое княжение сановни-

смерти власти ками самой Литвы и вели политику самостоятель-

Витовта ных государей, избегая подчинения Польше. Уния

оставалась только в идее; но отказаться от

этой идеи обе стороны не могли, потому что и

Польша, и Литва продолжали нуждаться во взаим-

ной поддержке против внешиних врагов. Лишь при

младшем сыне Ягайла Казимире оба государства

находились в действительной унии, так как Ка-

зимир, избранный в малолетстве великим князем

Литовским, позднее был избран и польским коро-

лем и таким образом соединил обе страны под

своим скипетром. Но после кончины этого короля

Казимира 4 Литва опять отделилась от Польши,

избрав особого великого князя - Александра Ка-

зимировича.

Только в 1501 г., когда и Польша избрала

на свой престол того же Александра, оба госу-

дарства условились вперед твердо держаться

унии, избирать всегда одного государя для обе-

их стран. С таким трудом была, наконец, на де-

ле осуществлена личная уния, задуманная в 1386

г.

б) усиление Несмотря на постоянное стремление Литвы

польского к обособлению от Польши, в течение вего 15

влияния в столетия польское влияние в Литве продолжало

Литве рости и крепнуть. Хотя литовские великие

князья и держались самостоятельно, все-таки

они сами и их правители были католики по вере

и в культурном отношении были уже ополячены.

в) усиление Пока в Литовском княжестве еще существо-

русских вал старый порядок и волостные удельные князья

порядков были сильны и, это не имело большого значения.

и правос- Каждый князь правил своей волостью самостоя-

лавия тельно: если он был православный и русский по

духу, то и волость его не испытывала католи-

ческого и польского гнета. Но в 15 столетии

сила великих князей в Литве возросла и они по-

немногу превратили князей волостных в своих

наместников и подчиненных слуг. Вместе с тем,

и управление волостей испытало перемены и под-

чинилось централизации. Везде католики стали

предпочитаться православным и польские обычаи

- русским. Везде, стало быть, православ-

но-русские люди чувствовали свое унижение и

обиду.

Некоторые, более малодушные, оставляли

православие, принимали католичество, этою це-

ною делали хорошую карьеру и ополячивались.

Дроугие пробовали бороться и ждали помощи от

православной Москвы, которая в ту прору стала

уже сильна. Они или передавались московскому

великому князю со своими волостями, объясняя

свою измену Литве, гонениям на их веру или же

просто выезжали из Литвы в Москву на службу,

пользуясь страинным правом свободных слуг

"отъезжать" от одного господина к другому. Под

влиянием таких переездов Москва втягивалась в

литовские дела, узнавала внутреннюю слабость

Литвы и не раз шла войною на Литву, грозя от-

нять от Литвы все ее русские области. А под

угрозами Москвы литовское правительство еще

теснее жалось к Польше, ища у нее помощи от

нового опасного врага.

г) русское Но не одна литовская знать и князья тер-

обществен- пели от католического правительства Литвы. В

ное уст- первую пору своей истории Литовско-Русское

ройство княжество имело русское общественное уст-

Литвы ройство, унаследованнное от Киевской Руси. Во-

лостные князья были окружены дружиной, состо-

явшей из вольных слуг и холопов; в центре зем-

щины был город с его вече, от которого зависе-

ла волость, населенная свободным кресть-

* польские янством.Города польские, по так называемому

города "магдебургскому праву" , составляли собой осо-

бый общинные ограниченные городскими стенами с

правом сословного самоуправления.

* шляхта Шляхта польская мало-помалу обращалась в

правящий класс с широкими политическими и вла-

дельческими правами. Она имела очень мало обя-

занностей по отношению к государству, влияла

на упроавление государством и на избрание ко-

ролей; она пользовалась правом льготного зем-

левладения и в своих имениях получила безгра-

ничную власть над крепостным бесправным

крестьянством .

К эти польким порядкам, выгодным для

дворянства и ужасным для прочей массы населе-

ния, стало приближаться Литовское государство,

когда стало уравнивать в правах своих католи-

ческих подданных с соответствующими разрядами

польского общества.

* образова- Из старых дружин волостных князей в Лит-

ние слу- ве понемногу образован был многочисленный слу-

жилого жилый класс, который обязан был нести военную

класса службу и пользовался за то правом владения

землею. Высший разряд этого класса заключал в

себе самих волостных князей и прежних "бояр",

знатных их члуг. Составив служебную аристокра-

тию, эта знать получила общее название панов,

или князей и панов. Остальные разряды служило-

го класса получили название шляхты. Всем этим

служилым людям, в особенности шляхте, было

очень выгодно сравняться в правах с польскими

панами и шляхтою, ибо в Польше эти права были

громадны . Вот почему литовская шляхта легко и

охотно ополячивалась и окатоличивалась. Усвоив

в себе польские нравы и обычаи, она окабалила

крестьян, овладевала землями и стремилась

превратиться в правящее политическое сословие.

Вместе с тем она служила проводником польского

влияния во всех областях госмударственной и

общественной жизни.

Таким образом, происходило разложение

старого порядка и начиналась острая внутренняя

рознь между всевластным дворянством и прочею

бесправной массою людей.


7. Отношения а) "собира- В 1490-х гг. недовольные литовским пра-

Русского и ние Руси" вительством князья соседних с московскими вла-

Литовского дениями западно-русских областей, именно

государств в князья Вяземские, Белевские, Новосильские,

15-16 вв. Одоевские, Воротынские и Мезецкие, а затем и

князья Черниговский и Новгород-Северский приз-

нали над собой верховную власть Московского

государя. Теперь "собирание Руси" становится

"национально-религиозным движением" (Клю-

чевский), и московские государи выступают бор-

цами за русскую народность и православную ве-

ру.

б) договор Вызванные отпадением верхнеокских и Чер-

о пере- нигово-северских княжеств из-под власти Литвы

мирии войны 1492-1494 гг. и 1500-1503 гг. были

1503 г. успешны для Москвы; по договору о перемирии

Переход (на 6 лет), заключенному в 1503 г., великий

ряда князь Литовский Александр уступил Ивану горо-

городов да: Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб,

к Рус- Путивль, Рыльск, Гомель, Любеч, Брянск,

скому Мценск, Дорогобуж, Белую, Торопец и др., всего

госу- 19 городов и 70 волостей. В переговорах о ми-

дарству ре, когда литовские послы требовали от Ивана

возвратить великому князю Литовскому его "от-

чину", которую захватила Москва, Иван отвечал,

что эти города являются его "отчиной", и не

только эти города, "ано и то одно отчина, кои

городы и волости ныне за нами: и вся Русская

земля из старины от наших прародителей наша

отчина". И позднее московский государь не раз

говорил, что он считает своей "отчиной" Киев,

Смоленск, Полоцк, Витебск, и иные города, "ко-

торые ныне за Литвой" и которые король и вели-

кий князь "держит за собою неправдою".

в) продолже- Предъявленное московским правительством

ние требование воссоединения Восточной и Западной

борьбы Руси, которую московские государи, как потомки

Владимира Святого, считали своей "отчиной",

повело к многовековой борьбе России и

Польско-Литовского государства за западно-

русские области.*






Ливонская война. Оборона Пскова.

Некоторые историки считали Ливонскую войну политической ошибкой Ивана 4-го. Н. И. Костомаров, например, усматривал в ней излишнее стремление Ивана Грозного к завоеваниям. Между тем для России она была поставлена в повестку дня самой историей - выхода к Балтийскому морю требовали ее экономические и военные интересы, а также необходимость культурного обмена с более развитыми странами Запада. Иван Васильевич, следуя по стопам своего знаменитого деда - Ивана 3-го, решил прорвать блокаду, которой фактически отгородили от Запада Россию враждебные ей Польша, Литва и Ливонский орден.

Итак, для развития экономических и культурных связей с Западной Европой Россия нуждалась в свободном выходе к Балтийскому морю. Но Прибалтика была в руках немецких феодалов, основавших там Ливонский рыцарский орден, который препятствовал торговле России с западными странами.

Прибрежная полоса Балтийского моря некогда принадлежала Новгороду и Пскову. Потом эти прибалтийские земли захватили рыцари Ливонского ордена и Швеция. В 1501 году магистр Ордена Плеттенберг пытался захватить Псков, но был дважды разбит русскими войсками и вынужден был в 1503 году заключить с Москвой перемирие на 50 лет. По этому договору Орден обязался платить Москве дань с Юрьевской(Дерптской) области. Однако со временем Орден не только перестал выполнять условия подписанного договора, но и начал проводить враждебную политику по отношению к России.

В 1547 году Ливонский орден при поддержке Польши и Швеции не пропустил в Россию выписанных из Европы специалистов. Иван 4-й в то время был занят делами на Востоке, поэтому оставил без последствий поведение магистра Ордена Германа фон Бругге. Но когда в 1554 году ливонские послы прибыли в Москву с просьбой о продлении перемирия, царь потребовал от них уплаты “юрьевской дани” , установленной договором 1503 года. Формально послы согласились выплатить неустойку, однако Ливония не собиралась выполнять своих обещаний. Новый магистр Ордена Вильгельм фон Фюрстенберг после кратковременной войны с Польшей в 1557 году тайно заключил с польским королем и великим князем литовским Сигизмундом 2-м Августом союз против России. Таким образом, у Ивана 4-го было достаточно формальных оснований, чтобы объявить войну Ливонскому ордену.

В 20-х числах января 1558 года русские войска перешли ливонскую границу в районе Пскова. Царь всенародно объявил о начале войны, подчеркивая ее общенациональный характер. Во всем государстве был объявлен великий пост. Колокольный звон гудел над Москвой круглые сутки.

Ливонский Орден к этому времени был значительно ослаблен внутренними раздорами, социальные противоречия переплетались там с национальными: феодальная верхушка состояла из немцев, а среди низов преобладали латыши и эстонцы. Но России предстояло иметь дело не только с Ливонией, но и с постоянными союзниками Польским королевством и Великим княжеством Литовским.

В начале войны ливонские рыцари терпели одно поражение за другим. Пали Нарва и Дерпт. Летом 1558 года русские воины уже стояли на берегу Балтийского моря. Успешно развивалось наступление на Ревель и Ригу. Русские войска дошли до границ восточной Пруссии и Литвы. На стороне русских выступали латыши и эстонцы, которые находились под гнетом феодалов. Ливонский орден разваливался под ударами русского оружия.

Иван Васильевич радостно встречал гонцов с известиями о взятии ливонских крепостей и о выходе русских войск к Балтийскому морю. С кремлевских стен по приказу царя была открыта великая пальба из пушек в честь победителей. Царь приказал открыть кабаки - Москва гуляла до глубокой ночи, радуясь победам русского оружия. В Кремлевском дворце, в Большой палате царь устроил пир. В разгар веселья он сам выпил кубок морской воды и заставил выпить по кубку морской воды Сильвестра и Алексея Адашева. Но веселье и радость русских были недолгими. Вскоре ход войны изменился.

В окружении самого Ивана Васильевича многие именитые бояре не понимали и не поддерживали идею этой войны. Аристократическая верхушка была заинтересована в оборонительных войнах, в отстаивании южных рубежей от набегов татар. Напротив, низшая часть дворянства - выступала за продолжение наступательной войны с западными соседями. Это и понятно: по сравнению с землевладельцами-аристократами дворяне значительно хуже были обеспечены землей. Эта война представляла собой желанный источник обогащения: за счет военной добычи и, возможно, за счет получения новых земельных участков в присоединенных областях. Стремление дворянства совпадали с крупными завоевательными планами царя и поддерживались Русской Православной церковью, но они противоречили чаяниям боярства, не видевшим смысла в завоеваниях, посадского населения, недовольного усилением налогов и повинностей. Пока в войне царским войскам сопутствовал успех, это противоречие не было столь очевидным, но как только начались серьезные неудачи, царь перешел к политике репрессий, стремясь любой ценой сломить сопротивление верхушки служилого класса, сделать из нее послушное, безгласное орудие.

Феодальная знать больше беспокоилась о судьбе собственных вотчин и меньше всего думала о балтийских берегах. О бесперспективности войны в случае участия в ней на стороне Ордена Польши и Литвы говорили царю и Сильвестр, и Алексей Адашев, и другие видные члены Избранной рады. Под влиянием этих антивоенных настроений Иван 4-й заколебался и допустил серьезный политический промах - в разгар военных успехов в Прибалтике он дал согласие на перемирие с Ливонией в течение лета 1559 года.

Успехи России в Ливонской войне, разумеется, встревожили соседние государства. Поэтому, когда Готтард Кетлер, получивший власть над Орденом из рук Вильгельма фон Фюрстенберга, обратился за помощью к соседям, Польша активно вступилась за Ливонию. Но русские воеводы продолжали опустошительные военные действия, и Кетлер, поняв бесполезность дальнейшей борьбы, в 1561 году добровольно уступил юго-восточную часть Ливонии Польше. Северная Эстония с Ревелем перешла под власть Швеции, остров Эзель оккупировала Дания. Самому Кетлеру остались Курляндия и Семигалия с титулом герцога-вассала Польши. Орден, таким образом, прекратил свое существование, и теперь России вместо одного слабого противника противостояли Польша, Литва, Швеция и Дания.

В этой сложной обстановке Иван Грозный, по-видимому, допустил вторую серьезную политическую ошибку - он не стал искать почетного мира и решил продолжать войну. Война затянулась на 25 лет.

В 1563 году при личном участии Ивана Васильевича русские войска нанесли удар по Литве - был взят важный в торговом отношении город Полоцк. Но дальше пошли неудачи и огорчения. В январе 1564 года у Полоцка русская армия была разбита войсками литовского гетмана Радзивилла Рыжего. В апреле в Литву на заранее согласованных условиях перебежал один из ближайших советников и военачальников царя, член Избранной рады и герой битвы за Казань Курбский Андрей Михайлович. В дополнение ко всему летом русские потерпели поражение под Оршей. Война принимала затяжной и изнурительный характер.

30 мая 1566 года в Москву прибыли послы Сигизмунда 2-го Августа для переговоров о мире, но, поскольку его условия оказались для обеих сторон неприемлемыми, было решено ограничиться перемирием. В 1566 году Иван Васильевич вынес вопросы войны и мира на обсуждение второго Земского собора в Москве. На нем были представлены бояре, дворяне, торговые люди, московские и смоленские гости. Собор принял единодушное решение продолжать войну, хотя земские послы ограничили свои высказывания простой подачей голоса, оставляя последнее слово за государем (“как его, государя, Бог вразумит” ) .

В 1572 году умер польский король Сигизмунд 2-й Август, последний из династии Ягеллонов. Он не оставил после себя наследника, поэтому на польский престол был избран и 1 мая 1576 года коронован князь Трансильвании Стефан Баторий. Стефан был видным полководцем, имел неплохое наемное войско из венгров и немцев и завоевал популярность у воинственно настроенной польской шляхты.

Новое наступление в Прибалтике воеводы Ивана 4-го начали во второй половине 70-х годов. И опять успехи его оказывались кратковременными - уже в 1578 году русские войска потерпели несколько крупных поражений.

В 1579 году польско - литовский король Стефан Баторий собрал стотысячное войско и захватил русский город Полоцк. В это время шведы начали наступление с севера и взяли Нарву. Россия к этому времени была обескровлена длительной войной и опричниной. Стефан Баторий намеревался дойти до Москвы, но на его пути стоял древний русский город Псков.

Псков расположен на высоком берегу реки Псковы в изгибе, который она образует, впадая в глубоководную реку Великую. Южная сторона города была в ту пору защищена кагалом, соединявшим обе реки. Город окружали высокие каменные стены с мощными башнями. Стены и башни были укреплены пушками. Русских воинов в крепости было немного, но им на помощь пришли все жители города. Псковичи поклялись:” За Псковград и Русскую землю биться всем до смерти” . Обороной города руководил мужественный, опытный и энергичный воевода - князь Иван Петрович Шуйский.

В августе 1581 года Стефан Баторий с войсками подошел к Пскову. Он обещал взять крепость в один день. Для устрашения защитников крепости король устроил парадный смотр войск. Со стен города псковичи могли наблюдать, как длинным потоком шли вражеские полки с блестевшим на солнце оружием и знаменами.

Несколько дней враги били по стенам города из тяжелых пушек, рыли рвы -траншеи. Защитники Пскова отстреливались, устраивали вылазки. От артиллерийских ядер в стенах крепости образовались проломы. Польские войска устремились в город, но им преградили путь новые деревянные стены, воздвигнутые защитниками крепости. Поляки заняли две каменные башни. Тысячи захватчиков погибли под их обломками.

Более десяти раз Стефан Баторий посылал свои войска на штурм Пскова. Но каждый раз они наталкивались на героическое сопротивление русских воинов. В защите города участвовали женщины и дети. Они подносили воинам боеприпасы, пищу и воду, ухаживали за ранеными. Длительные и жаркие схватки на стенах крепости, в стенных проломах всегда кончались отступлением захватчиков.

Пять месяцев польские войска простояли под Псковом, так и не овладев городом. Стойкость и мужество защитников Пскова сорвали поход Стефана Батория на Москву. Героическая оборона псковичей спасла Россию от полного поражения.

5 января 1582 года в Яме-Запольском между Россией и Польшей при участии посредника от папы римского Антония Поссевино было заключено перемирие на десять лет. По этому соглашению Россия уступила Польше всю Ливонию, Полоцк и Велиж на границе Смоленской земли, но сохранила за собой устье Невы.

Через год Россия подписала перемирие со Швецией в Плюссе. Швеция получила Северную Эстонию и русские города Ям, Копорье, Ивангород, Нарву, то есть почти все побережье Финского залива. Всего 24 года владела Россия Нарвой и за это время наладила оживленную морскую торговлю со странами Заподной Европы. Но после Ливонской войны только Петру Великому удастся отвоевать надежный выход к Балтийскому морю и решить эту важную внешнеполитическую задачу.

Ливонская война, длившаяся почти четверть века, окончилась для России поражением. В ходе войны для России сложилась неблагоприятная международная обстановка- против нее единым фронтом выступили Польша, Литва, Швеция и Дания ; силы Русского государства во время войны были подорваны и острой внутренней борьбой, прежде всего опричниной, и экономика России не выдержала столь длительного напряжения.



Случайные файлы

Файл
73290.rtf
24137.rtf
38597.rtf
186496.rtf
18924.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.