Много рефератов по политологии (Этнополитология)

Посмотреть архив целиком

План



Введение……………………………………………………………………………2

Проблема национализма в нашей стране………………………………………....4

Методы разрешения этнополитических конфликтов……………………………5

Специфика конфликтов на Северном Кавказе……………………………………7

Заключение………………………………………………………………………….9













































Введение



Среди многообразных по происхождению, характеру, типологии, способам разрешения конфликтов в особую группу выделяются конфликты этнополитические (межэтнические, межнациональные). Они относятся к числу наиболее сложных, запутанных, затяжных и трудноразрешимых. Как показывает история, этнополитические коллизии во многих полиэтнических странах по своим масштабам, продолжительности и интенсивности значительно превосходят иные типы социально-политических конфликтов.

Как технологически из­меряемая величина конфликт есть разновидность (и результат) конку­рентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, инди­видов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы.

Этнополитический конфликт – форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Под этнополитическим понимается конфликт с определенным уровнем организационного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по различиям в этнической общности.

Существует сложность в определении этнополитических конфликтов. Дело в том, что этнополитический конфликт в “чистом” виде бывает редко.

Поскольку территория бывшего СССР является полиэтнической по составу населения (что характерно и для государств возникших на этой территории), то фактически любой внутренний конфликт – социально-экономический или политический по своему содержанию – обретает этнический оттенок. С другой стороны, здесь имеется достаточно оснований для межэтнических противоречий как на личностном, так и на групповом уровнях. Поэтому этнический фактор генерирует многие из тех острых и кризисных ситуаций, которые возникают в сфере политики, межобщинных отношений, отношений между государственными и внутригосударственными образованиями.

Вот почему грань между социальными, политическими и этнополитическими конфликтами на территории распавшегося СССР достаточно зыбкая, трудно определимая, а сами конфликты множественны по формам и разнообразны по динамике развития. Следует иметь в виду и то, что этнический фактор нередко служит камуфляжем борьбы различных политических элит.

Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Чечня - это неполный перечень известных зон этнополитических конфликтов. По многим объективным показателям они имеют примерно одинаковую природу возникновения и динамику развития, которые логически подсказывают и соответствующие общие механизмы их своевременного упреждения и разрешения.


Кроме целого пласта исторических предпосылок, межнациональные конфликты - это неподготовленность государства и общества к восприятию и правовому разрешению проблем национальностей, национальных меньшинств, оказавшихся в различном социально-психологическом положении после развала Союза.


Негативное влияние оказывает на ситуацию и неотрегулированность в этих условиях проблем взаимоотношения, во-первых, между "старыми" нациями и новыми суверенными государствами, а во-вторых, между национальным большинством, именем которого называются республики, и национальным меньшинством, которое хочет обрести свой собственный национально-государственный суверенитет. Следует учесть тот факт, что взрыв национального самосознания на территории России сопровождался его однозначной ориентированностью на политическое самоутверждение статуса своей национальной общности.


Этнополитические, межнациональные конфликты сконцентрировали в себе весь комплекс постсоветских кризисных проблем социально-экономического и духовно-психологического характера. Под этническими знаменами продолжается борьба политических элит, кланов и групп.


Конечно, однозначно нельзя утверждать, что подобные конфликты происходят по вине государства или этнического большинства в той или иной республике. Достаточно активно тут проявилась и нетерпимость в среде национального меньшинства, особенно в тех случаях, когда у него уже был вполне определенный автономный статус. Меньшинство хочет не только сохранить этот статус, но и, по возможности, расширить.


Каждый из конфликтов обернулся массовым кровопролитием. В каждом из них исчерпаны внутренние политико-психологические и другие резервы разрешения конфликтов, ибо меньшинство почти повсеместно получило возможность провозглашать свою победу, а большинство находится в тупике однажды ошибочно избранного пути преодоления этих кризисов, но сохраняет еще потенциал и надежды на восстановление своего прежнего статуса на этих территориях.


Между тем процесс этнической чистки в различных вариациях, на различных территориях продолжается. Зреют новые взрывы недовольства, свержении и конфликтов. При этом прослеживается тенденция: период паузы используется не для нахождения оптимальных путей выхода из конфликтов, а для накопления сил с целью их продолжения. Международные организации фактически оказались тут беспомощными, ибо привыкли работать в совершенно других условиях, с другим набором факторов и при другом организационно-правовом потенциале предупреждения и разрешения этнополитических конфликтов.


Несмотря на определенные разногласия, специалисты-конфликтологи, как правило, в качестве основополагающих эле­ментов конфликта выделяют следующие:

  • источник (предмет) конфликта, выражающий существо разно­гласий между участниками спора;

  • повод, характеризующий конкретные события, которые послу­жили началом активных действий сторон по отстаиванию своих инте­ресов, целей, позиций в отношениях с конкурентом;

  • стороны конфликта, подразумевающие численность субъектов, непосредственно и косвенно участвующих в оспаривании властных статусов и ресурсов в сфере политики;

  • восприятие и позиции субъектов, раскрывающие их цели в кон­курентном взаимодействии, отношение к контрагентам, восприятие конфликта и иные субъективные характеристики поведения сторон;

  • средства конфликта, характеризующие типичные применяе­мые сторонами ресурсы, способы, приемы во взаимодействии друг с другом;

  • характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отно­шения конкурирующих сторон, жесткость или пластичность занимае­мых ими позиций, способность к модификации предмета спора, вов­лечение посредников и т.д.



Проблема национализма в нашей стране


Веками рядом с проблематикой «этнополитические конфликты» присутствует всегда и проблема “национализма“. В нашем понимании изначально заложено негативное восприятие национализма как идеологии угнетения других наций, унижения их достоинства, как агрессии против них. Таковы традиции. В западной литературе национализм считается как нормальное проявление нации, как ее идеология самоидентификации и национального самосознания. То, что мы называем национализмом, там чаще называется расизмом, ксенофобией. Любое проявление нации, процесс ее мобилизации, самоутверждение, борьба – это, конечно, не национализм. Национализм начинается там, где национальное самосознание, национальная гордость, национальное требование переходит грань, за которой начинается ущемление национальной гордости других национальностей. В этом плане и будем рассматривать национализм. Это, по–моему, понятный для нас ракурс.


Национализм – это когда начинается культ, фанатизм собственной нации и он закрывает дорогу для равноправного диалога, сотрудничества с другими. Это действительно опасный культ.

Национализм сегодня – это зло в сфере национальных отношений. Национализм – это злое, разрушительное проявление нации и национальности, направление их энергии против других. Нация, этнос – это один из древнейших способов социальной организации общности, соборной, коллективной жизни людей, составляющих групповую, общинную самобытность культурно–нравственных и других качеств как отдельных индивидов, так и целых общностей. С нацией и национальной самобытностью культуры, традиций, психологии исторически связано целостное содержание национального и человеческого самосознания, достоинства, чести, особенностей мировосприятия и уклада жизни. Обобщая определения нации, известный социолог Питирим Сорокин в свое время указывал на приводимые аргументы “единство крови“, языка, религии, морали, нравов, философии, государства и т.д. “В итоге, – подчеркивает П.Сорокин, – ни одна из теорий не удовлетворяет и не знает, что такое национальность“. Национальность – это сложнейший феномен общественного развития общности людей и отдельного человека. Нация – это самобытное своеобразие становления и развития, свойственное социально–культурным качествам человека и данной общности.



Никто не отменяет право на национальное самоопределение любого народа, право на самобытность развития, самосознания, культуры и традиций. Но при одном условии: если это не направлено против таких же или хотя бы примерно таких же возможности самоопределения, самоутверждения, развития культуры и традиций всех других национальностей, данного государства. Один из известных западных исследователей К.Дейч пишет, что “национализм – это борьба народа за получение власти для себя, которая обладала бы необходимыми механизмами принуждения (подчеркнуто мной – Р.А.), причем достаточно мощными для обеспечения своих требований в той сфере, что выходит за рамки добровольного подчинения господствующим стереотипам, привычкам и нормам“. Новые независимые государства после падения социалистического лагеря путем принуждения преодолевают привычные ценности дружбы и сотрудничества народов и насилием над другими национальностями “производят свою национальность“ как господствующую. Но такие характеристики свойственны не нации и национальностям, а есть проявление национального экстремизма. Поэтому еще раз подчеркиваю крайнюю важность в деле управления современным обществом проводить четкую грань между национальным и националистическим, а не растворить их в худшем – в национализме


Случайные файлы

Файл
24001.rtf
90177.rtf
27584-1.rtf
129095.rtf
74893-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.