Возникновение феодальных отношений в странах Азии и Африки (60354)

Посмотреть архив целиком















Реферат

Возникновение феодальных отношений в странах Азии и Африки.














Калининград 2010.


План


Возникновение феодальных отношений в странах Азии и Африки

Список литературы


Возникновение феодальных отношений в странах Азии и Африки


Феодальные отношения развивались во всех странах мира и господствовали в течение многих столетий. Особенно длительным было их существование у народов Азии и Африки, где они сохранились полностью или в форме значительных пережитков еще в нашем веке. Общие закономерности феодальной формации проявлялись во множестве разнообразных форм и видов и обладали в каждой из стран специфическими чертами. Эти отношения возникали и складывались у отдельных народов в разное время и в различных условиях, причем темпы и формы их развития были неодинаковы.

Еще в древние века значительные площади земли в Азии и Африке, особенно в долинах рек и у морских побережий, были превращены в районы высокоразвитого по тому времени земледелия. Труд человека создал продуктивное полеводческое хозяйство, зачастую основанное на искусственном орошении с его большими и малыми каналами, водоемами и плотинами. Древнее общество достигло высокого мастерства в обработке металлов. Страны Дальнего Востока славились своим шелкоткачеством. На Ближнем и Среднем Востоке изготовляли превосходные хлопчатобумажные ткани и искусно выделывали кожи. Значительного совершенства в Азии и Африке достигло строительное дело, а также изготовление предметов роскоши.

Древний мир оставил большие достижения в области научных знаний и искусства. Многие открытия были совершены в математике, астрономии, медицине; накоплены важные географические и исторические сведения. О высокой культуре свидетельствуют литературные памятники и остатки древних храмов с их скульптурными украшениями и роскошью отделки. На обширных пространствах Азиатского и Африканского континентов кочевые и полукочевые племена занимались высокоразвитым для того времени скотоводством и осуществляли оживленный обмен с оседлыми народами.

На карте Азии и Африки в первые века новой эры выделялись крупные государства - Ханьская империя в Китае, царство Сасанидов в Иране; Малая Азия и Египет входили в состав Византийской империи; в Индостане существовало значительное Кушанское государство на севере полуострова. Отдельные мелкие государства или города-государства, возникшие еще в древности, существовали на Аравийском полуострове, в Северной Африке и других районах. Но предки некоторых современных народов Азии и Африки к началу средневековья находились на уровне первобытнообщинного строя, переживавшего разные стадии разложения.

Проблема возникновения феодальных отношений в странах Востока слабо изучена. Генезис феодализма датируется историками весьма различно. Примером могут служить дискуссии по истории Китая. Большинство советских историков относит начало складывания этой формации к III в. н.э., историки в КНР датируют начало феодальных отношений V и даже XI в. до н.э. Некоторые советские востоковеды относят зарождение феодализма в Индии к древности.

Историки-марксисты сходятся в том мнении, что начало складывания отношений, характерных для средневековья, в ряде крупных стран Востока хронологически предшествовало возникновению аналогичного процесса на Западе. Это не исключает и того факта, что в Других странах Азии и Африки генезис и развитие феодализма происходили значительно позже.

Элементы феодализма зарождались как в условиях первобытнообщинного доклассового строя, так и в рабовладельческом обществе. Однако история восточных народов не знает примеров, где бы складыванию зачатков феодальной формации не предшествовали различные формы порабощения свободных, преимущественно в виде патриархального рабства. В Иране и Китае новый уклад зарождался в недрах рабовладельческой системы, вызвав затяжной кризис в экономике и политической жизни. В то же время во многих районах этих стран господствовали тогда доклассовые отношения. В Индии сложились крупные центры высокоразвитого рабовладения, но значительная часть населения жила в условиях доклассового общества или патриархального рабства. В Аравии, Корее, Японии, на Индокитайском полуострове феодальные отношения возникли в недрах первобытного общества оседлых земледельческих и скотоводческих племен; существование отдельных центров рабовладения не опровергает того факта, что эти районы в целом миновали стадию развитого рабовладения. Известное влияние на сравнительно ранний переход народов Кореи, Японии, арабских и некоторых других племен к феодализму оказали более крупные страны с высоким для той эпохи уровнем производства и культуры.

Одна из характерных черт истории феодального строя в странах Азии и Африки - его многоукладность, длительное существование пережитков патриархальных отношений и рабовладельческого уклада. Особенно долго пережитки патриархального общества сохранялись в Африке и среди некоторых кочевых народов Азии. Что касается рабства, то В.И. Ленин говорил об этом в 1919 г.: "У наименее развитых народов следы рабства остались еще и теперь, и учреждения рабства, например, в Африке, вы найдете и сейчас". В Китае последний императорский указ об отмене рабства был издан незадолго до революции 1911 г., что еще не означало полной ликвидации рабовладения; в Эфиопии официальная отмена рабства произошла в 1942 г., в Саудовской Аравии рабство отменено лишь в 1962 г.

О значительном использовании труда рабов при зарождении феодальных производственных отношений свидетельствует множество исторических документов. Это вызвало в наше время споры между историками в связи с проблемой определения характера общества. Так, некоторые прогрессивные японские историки считают аграрный строй Японии VII-IX вв. рабовладельческим. Не совпадают взгляды ученых и на характер социально-экономического строя арабского общества во время образования халифата. Наименее изучено значение рабовладения

в истории племен и народов, обитавших южнее Сахары. Все это не опровергает того факта, что основными и ведущими среди производственных отношений средневековья стали отношения феодальные.

Поскольку основой феодальной экономики было сельское хозяйство, в раннее средневековье велась острая борьба за установление монопольной собственности господствующего класса на землю и утверждение экономической и внеэкономической зависимости непосредственного производителя. Для феодальных производственных отношений характерно господство крупной земельной собственности, сосредоточенной в руках класса феодалов. В то же время одна из важнейших черт феодализма заключается в сочетании крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством крестьян, которым феодалы или феодальные государства передавали в держание свои земли. Крестьянин при феодализме владеет основным средством производства - землей и является собственником орудий труда и рабочего скота, причем объем его прав на землю варьировался от краткосрочной аренды до наследственного владения.

В связи с тем, что только находящаяся в руках крестьянина земля приносила доход, и феодальные государства, и отдельные феодалы непосредственно были заинтересованы в том, чтобы землю передавать крестьянам для обработки. Доход феодала от его земель зависел от исправности и благосостояния крестьянской общины и крестьянского хозяйства. Эти важные обстоятельства обусловили необходимость заботы феодального государства и отдельных феодалов о состоянии крестьянского хозяйства, а в целом заботы об общественных работах по строительству и содержанию оросительных систем.

Крупная феодальная собственность складывалась в течение длительного времени различными способами, чаще родоплеменная верхушка или богатые общинники захватывали сверх наследственных наделов земли и изымали их из общих переделов или же обеспечивали обработку нови или земель общего пользования (выгонов, пастбищ) и превращали в собственность. Например: в Индии в законодательных актах II-V вв. появились статьи, согласно которым человек, пользующийся землей в течение 20 лет, становился собственником. В Аравии основным условием установления собственности было оживление мертвой земли и обеспечение ее обработки в течение трех лет.

Были нередки случаи, когда правители дарили земельные владения отдельным лицам за различные заслуги на определенных условиях. Кроме того иногда в ходе народных движений участники восстаний присваивали земли бывших хозяев.

К категории привилегированных владений относились земли храмов, различных духовных, благотворительных и общественных заведений.

Крупные монастырские хозяйства сложились в Китае и Японии. В Индии во владении храмов и духовенства находились по несколько тысяч деревень.

К внешним, правовым признакам феодализма относится условность феодальной собственности на землю. Государство или вышестоящие феодалы устанавливали различные повинности, которыми была обусловлена земельная собственность, ибо феодальный строй поземельных отношений основан на несении повинностей в пользу государства. В странах Азии и Африки в раннее средневековье право феодала на владение землей было связано с обязательным обеспечением ее обработки и уплатой поземельного налога, с несением военной или чиновничьей службы в государственном аппарате и т.д. В разных странах, в зависимости от конкретных условий, на первое место выступали те или иные обязанности.

Процесс формирования основных антагонистических классов феодального общества происходил в странах Азии и Африки неодинаково. Класс феодалов пополнялся представителями родовой аристократии, потомками племенных вождей и жречества. В некоторых странах господствующий класс формировался как из крупных рабовладельцев, так и общинной верхушки. Наконец, средние и низшие слои этого класса пополнялись выходцами из общинников, рядовых земледельцев, скотоводов и воинов.

Класс феодалов подразделялся на группы и категории людей, которые чаще находились в вассальной зависимости не от своего сюзерена, а от императора или чинов бюрократического аппарата. Принадлежность к различным социальным категориям класса феодалов закреплялась аристократическими титулами или рангами военных и гражданских служащих. С каждым титулом или рангом было связано право на землевладение определенного типа и размеров (в странах Дальнего Востока, например, размер землевладения увеличивался соответственно повышению титула или ранга). Таким образом, иерархия в землевладении лежала в основе иерархической организации господствовавшего при феодализме класса.

Вторым основным классом при феодализме выступало крестьянство. Историческое место крестьянства определяется тем, что в средние века оно представляло основной класс трудящихся. Крестьянство создавало, материальные ценности, необходимые для существования всего общества и для развития культуры. Усовершенствование способов труда, орудий труда, приемов обработки полей - все это происходило непосредственно в крестьянском хозяйстве. Понятие крестьянства включает мелких собственников, или мелких землевладельцев, ведущих на основе собственного труда мелкое хозяйство как в земледелии, так и скотоводстве.

Класс крестьянства складывался из ранее свободных, закабаляемых общинников. Разложение общины, распространение сферы феодальной эксплуатации на ранее свободное население представляет самый основной источник формирования класса феодально зависимого крестьянства. Этот процесс происходил по-разному. Были случаи, когда общины были вынуждены отдать себя под покровительство сильных и богатых, за что несли соответствующие повинности. Иногда рядовых общинников подчиняли себе выросшие внутри общины богатые семьи. Нередко феодальное государство устанавливало общие для всех ранее свободных трудящихся государственные повинности. Господствующий класс боролся не только за установление монопольной собственности на землю и воду, но и за прикрепление крестьян к их держаниям. Тем не менее за крестьянином оставалась некоторая свобода хозяйственной деятельности и довольно большой объем личной свободы.

Вторым источником формирования феодально-зависимого крестьянства были бывшие рабы, которым предоставляли свободу и средства производства. Уже в первые века новой эры повсеместно наступил кризис рабовладения, и рабский труд не удовлетворял возросшие потребности общества. Встала необходимость в более заинтересованном в своем труде работнике. Начался процесс предоставления рабам воли и наделения их землей на разных условиях. В Иране рабы, посаженные на землю, имели право пользоваться долей продукта своего труда. В арабском регионе сложилась система вольноотпущенничества, при которой владельцы рабов своим вольноотпущенникам в обязательном порядке предоставляли денежные и иные средства, необходимые для участия в торговле, в ремесленном производстве или в земледелии, за что бывшие рабы или отрабатывали волю, или делились со своими хозяевами частью доходов. В Китае, Корее, Японии феодальные правители наделяли рабов землями, постепенно приравнивая их в экономическом отношении со свободными и предоставляли им определенные льготы.

Пришлых людей, бывших дружинников, членов вооруженной стражи крупных землевладельцев, также сажали на землю, и они превращались в непосредственных производителей, становясь частью феодально зависимого населения.

Естественно, что полного слияния этих групп производителей в монолитный класс не произошло. Среди земледельцев Дальнего Востока податные крестьяне (добрый народ) отделялись от бесправных рабов и зависимых, которые не платили налогов. В странах, завоеванных арабами, между земледельцами и скотоводами, принадлежавшими к разным народностям, существовало различие и по религиозному принципу, что в первую очередь сказывалось на размерах налогового обложения. Низшие общественные категории индийского крестьянства, например, были и вовсе бесправны. Напротив, в ряде стран отдельные лица из податных при определенных исторических обстоятельствах проникали в ряды господствующего класса.

И все же в странах Востока большинство эксплуатируемого класса составляло податное крестьянство, которое оставалось как бы лично свободным, но прикрепленным к земле. Именно этого прикрепления к государственным наделам (Китай, Корея, Япония), к земле общины (Индия), отчасти к землям отдельных феодалов (Иран, а также Китай) добивались в раннее средневековье феодалы. Многие источники содержат сведения о поимке беглых, о запретах переходов с места на место, о строжайшем учете населения и приписке каждого "свободного" к месту рождения.

Изменение статуса непосредственных производителей - предоставление средств производства бывшим рабам, выделение индивидуальной крестьянской семьи из родовой общины безусловно способствовало росту производительных сил, который отчетливо замечен при переходе от древности к средневековью.

В ранний период феодализма основной формой эксплуатации была рента продуктами, будь то продукты земледелия, скотоводства или домашней промышленности. Чаще всего она вносилась зерном и тканями. В отдельных случаях вносили деньги. В странах, где земля была собственностью государства, крестьяне считались податными и вносили ренту в форме налога. К. Маркс отмечал, что если непосредственным производителям противостоит непосредственно государство, как это наблюдалось в Азии, то тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты.

Помимо налога крестьяне были вынуждены ежегодно отрабатывать определенное число дней в качестве обязательной трудовой повинности в пользу государства, феодала, монастыря. Там, где сельское хозяйство базировалось на искусственном орошении, крестьяне рыли каналы и водоемы, насыпали плотины. В иных случаях они прокладывали дороги, возводили крепости, дворцы и храмы, перевозили или переносили тяжести, строили корабли и лодки. В некоторых странах число дней, которое крестьянин должен был ежегодно отработать, определялось законом.

Рента-налог и отработки, как бы тяжелы они ни были, охватывали прибавочный труд крестьянина, по-прежнему не затрагивая необходимого труда и, следовательно, необходимого продукта; это обеспечивало простое, а в иных случаях и расширенное воспроизводство. Последнее могло особо поощряться после жестоких опустошений и гибели массы людей во время внутренних войн и нашествий кочевников; усилению эксплуатации препятствовало также упорное сопротивление крестьян и общин в целом. К тому же складывавшийся класс феодалов еще не приобрел достаточно сил, чтобы, как это случалось позже, свести жизненные средства земледельцев и скотоводов во всех обитаемых и освоенных людьми уголках земли до крайних пределов нищеты. Несмотря на общую скудость человеческого быта, у крестьян имелись резервы для воспроизводства рабочей силы, семьи, личного хозяйства. Именно это обстоятельство, т.е. заинтересованность и экономическая возможность основного производителя - крестьянина - в расширенном воспроизводстве, стало основой подъема земледелия и развития культуры в века, соответствующие раннему периоду феодализма.

В истории стран Азии и Африки весьма важен вопрос о взаимоотношениях оседлых и кочевых племен и народов, так как именно в этих странах кочевое хозяйство сохранилось в течение веков. Если обмен между земледельцами и скотоводами стимулировал развитие общества, то разрушительные набеги и нашествия кочевников на страны, основой хозяйственной жизни которых стало трудоемкое и сложное полеводство, несли массовое разрушение производительных сил и гибель части населения. Так, завоевания в IV в. кочевыми племенами Северного Китая, нашествие гуннов-эфталитов на Северную Индию в V в. привели к опустошению и запустению обширных сельскохозяйственных районов, разрушению древних городов с их школами и библиотеками. Многие тысячи земледельцев погибли во время военных действий или были обращены в рабство. В то же время в результате завоеваний кочевников часть населения освобождалась от старых форм эксплуатации: так, при вторжении арабских войск в Иран местные крестьяне частично и временно освободились от тяжелого гнета, созданного режимом Сасанидской державы.

Для стран Востока был наиболее типичен путь феодализации общества в рамках большого государства, где бюрократический аппарат вмешивался в поземельные отношения. Достаточно отметить значение таких государственных организаций, как Арабский халифат в Азии и Северной Африке, крупные империи Китая, государство Силла в Корее и т.д. В то же время на территории Индостана и Индонезии, в ряде районов Африки государственные образования оказывались в раннее средневековье нестойкими и недолговечными, и складывание феодальных отношений шло преимущественно в рамках отдельных владений или княжеств.

Большую роль как средство идеологического воздействия на массы, содействовавшее упрочению феодальных отношений, сыграла религия. В VII-VIII вв. на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке широко распространилось только что возникшее мусульманство. На Дальнем Востоке и отчасти в Юго-Восточной Азии главной религии ей стал буддизм, принесенный сюда индийскими проповедниками. С распространением феодальных религий не отмирали старые, анимистические религии, культы.

Складывание антагонистического феодального общества вызывало острые классовые столкновения. Захват земель общин или мелких собственников, прикрепление к земле основных производителей и обложение их податями или повинностями, дробление общины, превращение ее в административную организацию, наконец, неоднократные попытки возродить рабство - все это приводило к восстанию крестьян. Чаще всего феодалам приходилось делать эксплуатируемому классу различные уступки. Как правило, крестьянские движения в раннее средневековье не были столь длительными массовыми, как в последующие столетия.

В целом наделение крестьян землей и резкое сокращение использования труда рабов, т.е. феодализация общества, создали условия для развития и усовершенствования сельского хозяйства, роста населения, освоения и заселения ранее необитаемых земель, для значительного подъема культуры. Нашествия варварских племен или молодых государственных образований не прервали преемственность древних культур. Так было в Китае, Корее, Индии, Малой Азии и Северной Африке.

В эпоху, когда складывались феодальные отношения, значительно расширилась оросительная сеть, были придуманы примитивные водоподъемные сооружения, улучшились способы обработки полей, повысилась урожайность. Происходило освоение новых сельскохозяйственных культур. Шелководство, которым в древности занимались лишь в Китае, нашло распространение в Индии и странах Ближнего Востока. На Дальний Восток из Средней Азии распространились некоторые виды овощеводства. Лучший способ сахароварения, изобретенный в Индии, стал известен в Китае.

Производительные силы - развивались и в городе. Значительно усовершенствовалось ремесленное производство и строительное искусство. Выросли громадные по тому времени города - Дамаск и Багдад, Чанъ-ань и Нара. Были построены великолепные мусульманские храмы и многоэтажные буддийские пагоды, величественные дворцы феодальных повелителей. В начале VII в. в Китае было закончено сооружение Великого канала, имевшего шлюзовую систему. Ученые накопили новые знания в астрономии, математике, химии, медицине, но особенно в географии и истории. Небывалого расцвета достигла поэзия.

В странах Азии во времена средневековья широко распространилась грамотность. Если в Западной Европе в VII в. большинство представителей господствующего класса, не считая духовенства, совсем не умели читать и писать, то, например, в странах Дальнего Востока практически не было неграмотных среди крупных феодалов или чиновников.

Сравнительно сносное положение класса крестьян обеспечивало устойчивое состояние экономики, культурный подъем, возможность установления внешних связей и большую военную активность раннефеодальных государств.


Список литературы


  1. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.