Первые Романовы и их влияние на ход истории (58610)

Посмотреть архив целиком

9

План


Введение

  1. Время царя Михаила Федоровича (1613-1645)

1.1 Начало царствования.

1.2 Борьба с врагами государства.

1.3 Двуглавое правительство.

1.4 Положение сословий.

1.5 Война с Речью Посполитой. Азовское дело.

1.6 Культура времени великих государей.

  1. Время царя Алексея Михайловича (1645-1676)

2.1 Начало царствования и волнения 1648 года.

2.2 Соборное уложение 1649 года.

2.3 Медные деньги.

2.4 Движение Разина.

2.5 Культурный перелом.

2.6 Внешние дела.



Введение


В 1613 году временное правительство князей Пожарского и Трубецкого разослало по городам грамоты с приглашением прислать в Москву выборных, человек по десяти от города, для «государева обирания». К январю съехались в Москву представители от 50 городов и вместе с московскими людьми составили избирательный собор. Прежде всего, обсудили вопрос об иностранных кандидатах в цари. Отвергли Владислава и шведского королевича Филиппа, который был избран новгородцами под давлением шведских войск, занимавших тогда Новгород. Решили не избирать « царя от иноверов», а избрать своего «из великих московских родов». Голоса разделились, каждый называл приятного себе кандидата и долго не могли сойтись на ком то одном. Вскоре выяснилось, что не только на соборе, но и в городе, среди земских людей и среди казаков особый успех имеет молодой Михаил Федорович Романов, сын митрополита Филарета. Его имя уже называли в 1610 году и теперь в пользу Михаила на заседании собора поступали письменные и устные заявления горожан и казаков. 7 февраля 1613 года собор впервые решил остановить свой выбор на Михаиле. Но из осторожности отложили дело на две недели, а тем временем послали по ближайшим городам узнать, люб ли там будет царь Михаил, и вызвали в Москву тех бояр, которых не было на соборе. К 21 февраля из городов пришли хорошие вести, бояре съехались из своих вотчин и Михаил Федорович был торжественно провозглашен царем и ему принесли присягу, как члены собора, так и вся Москва.

В это время сам Михаил Федорович и его мать, инокиня Марфа Ивановна укрывался в Ипатьевском монастыре, куда и явилось посольство от земсокого собора с предложением престола. Михаил Федорович долго отказывался от царства, да и мать не хотела благословлять сына на престол, боясь, что молодого Михаила могут погубить, как прежних царей. Только после долгих просьб послы получили согласие, и Михаил Федорович 14 марта принял царство и затем переехал в Москву. 11 июля 1613 года в Успенском соборе Кремля Михаил венчался на царство и вступил на Московский престол.





1. Время царя Михаила Федоровича Романова (1613-1645)


1.1 Начало царствования


Принимаясь за трудное дело успокоения государства, царь Михаил, по своей молодости, болезненности и душевной мягкости, не мог обойтись без руководства и помощи. Поэтому около него собрался круг приближенных придворных, среди которых первое место занимала семья Салтыковых, родственников государевой матери. В придворной жизни Салтыковы играли большую роль и злоупотребляли своим влиянием. Они решились даже на то, чтобы расстроить брак царя Михаила с избранной им невестой Марией Холоповой и добились ссылки ее в Сибирь. Родовитые бояре, имевшие большое значение в смутное время, стояли далеко от молодого государя, заседая в боярской думе, они не были ближайшими советниками царя. Таким образом, до 1619 года государством правили старица Марфа и ее родня из бояр Салтыковых.

В первые годы своего царствования царь Михаил правил с постоянной помощью земского собора, который действовал в Москве в течение целых десяти лет и помогал царю во всех важных и трудных делах. Собор не ограничивал царской власти; напротив сам царь не хотел править без собора. Страна была разорена, население напугано смутами и еще плохо подчинялось порядку. Для государя было необходимо, чтобы все важные распоряжения московской власти были обсуждены и одобрены на соборе. Тогда только получалось уверенность, что принятая мера будет исполнена везде и всеми без прекословия. Поэтому царь устраивал так, чтобы вместе с его указами посылались одинаковые указы и от собора.





1.2 Борьба с врагами государства


На первом месте в начале царствования Михаила Федоровича была борьба с врагами государства, казаками и иноземцами. Заруцкий, убежав из-под Москвы, захватил Астрахань и думал образовать там свое государство под главенством персидского шаха. Он собирал вокруг себя казачьи шайки и общался с шахом. Узнав об этом, из Москвы послали на Астрахань войско и всячески просили казаков сидевших на Дону, не помогать Заруцкому. Жестокость Заруцкого оттолкнула астраханцев и они прогнали его еще до прихода московского войска. Он бежал на реку Яик, где его догнали московские воеводы и взяли в плен. Заруцкого казнили, а его казаки разбрелись. Так миновала опасность от казаков сосредоточенных на юге – на Дону и южной Волге. Но оставались мелкие казачьи шайки в самом государстве. Они бродили по областям, живя грабежом и разбоем, и не хотели подчиняться правительству. Выслеживать и ловить их было трудно. Когда же они собирались вместе, то становились дерзкими и отваживались на открытый бой с царскими войсками. Так в 1614 году атаман Баловень повел к Москве большие толпы «воровских казаков». Их встретило войско воеводы Лыкова-Оболенского. Лыков разбил казаков, поймал Баловня и привел в Москву тысячи сдавшихся ему «воров». После этого казаки присмирели. Но продолжали действовать пришлые литовско-польские разбойники. Особенно отличался среди них воевода Лисовский, который в продолжении нескольких лет обходил и грабил все московское государство. Кроме него бесчинствовали «черкесы », забиравшиеся далеко на север, даже к Белому морю. Много времени и усилий понадобилось, чтобы истребить этих «воров» и обеспечить некоторую безопасность в стране.

В то же время шла борьба со шведами и с королем Сигизмундом. Шведы продолжали занимать Финское побережье и Новгород с окрестными городами и требовали, чтобы новгородцы присягнули на верность шведскому королю. Московские войска пытались отбить Новгород у шведов, но неудачно. В свою очередь шведский король наступал дальше и осадил Псков(1617), однако взять его не смог. При посредстве голландских послов и английского купца Джона Мерика начались переговоры о мире между шведами и русским. В 1617 году в селе Столбове был заключен договор о мире. По Столбовскому договору, Новгород и некоторые другие города были возвращены Москве; у шведов осталось Финское побережье от Нарвы до Корелы. Обе стороны были довольны тем, что окончилась война, хотя Москва не могла примириться с потерей морского берега.

Король Сигизмунд не признавал Михаила Федоровича законным московским государем и продолжал считать себя и своего сына обладателями московского престола. В свою очередь, московские послы не желали признавать власти короля, считали Владислава лишенным Московского царства и требовали возвращения Смоленска и прочих городов, захваченных поляками. На эти условия поляки не шли, и переговоры сменялись военными действиями. В 1617 и 1618 годах королевич Владислав предпринял большой поход на Москву. Осенью 1618 года он подошел к московским стенам, но встретил сопротивление. Поляки отступили к Троице-Сергиеву монастырю. Там, в деревне Деулине, начались переговоры о мире. Обе стороны проявили некоторую уступчивость: стало возможным достигнуть, если не полного мира, то хотя бы перемирия. Оно было заключено на 14 с половиной лет, с временной уступкой королю Смоленска и северских городов и с условием, что поляки вернут из плена митрополита Филарета и произведут обмен вообще всех пленных. Однако вечный мир между Москвой и Польшей был невозможен, так как Москва не могла навек отказаться от Смоленска, а король и королевич не могли отречься от московского престола.


1.3 Двуглавое правительство


Летом 1619 года возвратился из плена в Москву отец царя Михаила, Филарет Никитич. В Москве тогда не было патриарха, потому что патриарший сан после смерти патриарха Гермогена и избрания царя Михаила, берегли для государева отца. По возвращении Филарета в столицу он был поставлен в патриархи и получил титул «великого государя», самый почетный в то время, которым именовали только царя. Таким образом , в Москве стало два государя и установилось двоевластие. Превосходя сына твердостью характера и опытностью в делах, Филарет занял первое место в правительстве. По отзывам современников, он был очень властный человек, держал все дела в своих руках и пользовался таким влиянием, что сам царь не выходил из его воли. До самой кончины он правил государством с редкой энергией и твердостью. До приезда Филарета молодым и неопытным, тихим и мягким Михаилом вертели, как хотели бояре-советники, часто люди малосведущие в делах управления, но агрессивно-эгоистичные и властолюбивые. С появлением царского отца некоторым из них пришлось уйти в тень. При нем лишились своего значения Салтыковы, и вообще не стало сильных фаворитов.

Филарет ведал в полном объеме церковными делами, здесь он судил и рядил сам; только уголовные дела по церковному ведомству оставались в компетенции светских, общегосударственных учреждений.

В первые же дни после приезда в Москву Филарет собрал земский собор и говорил с земскими людьми о дальнейшем порядке управления. Был предложен ряд мер для того, чтобы улучшить администрацию и достигнуть справедливой равномерности в службе и в податях для всего населения государства. То что было поставлено на соборе, Филарет исполнял потом с большой твердостью и настойчивостью, хотя ему и не удалось достигнуть намеченных целей. Главные заботы Филарета направлялись на улучшение управления местного, в уездах и городах. При Иване Грозном в областях было введено самоуправление: управляли выборные люди, «губные старосты» и «земские судьи». В смутное время во все города были посланы воеводы, которым временно были вверены не только военные, но и все гражданские дела. Таким образом, воеводы заменили самоуправление своим единоличным управлением. Они почти везде злоупотребляли своей властью, брали взятки, чинили насилия. Жалобы на них в Москву, в «приказы», не достигали цели, потому что приказные дьяки покрывали воевод. Великие государи, узнав об этом, принимали различные меры против чиновничьего и воеводского произвола и насилия. Было решено отозвать воевод, а жителям в городах предоставить по-старому, выбирать себе губных старост из дворян. Однако эта попытка восстановить самоуправление тоже не имела полного успеха. И в самой Москве продолжались злоупотребления дьяков. Таким образом, несмотря на большие старания, вывести административные непорядки Филарету не удалось.

Равномерность в распределении государственных повинностей также не была достигнута при Филарете и Михаиле. Вместе с земским собором в 1619 году великие государи постановили произвести полную опись всех населенных земель государства в дозорных книгах и писцовых книгах и на основании этих книг определить точно, какие повинности может нести в пользу государства каждый землевладелец. Совершив опись, постановили следить за тем, чтобы все городские и сельские жители служили и платили каждый в свою меру, по справедливости. Однако служилые люди часто уклонялись от службы, а тяглые от платежей и повинностей, ссылаясь на то, что они разорены смутой, и не в силах служить и платить. Желая помочь населению и в то же время поставить, как следует, свое войско и финансы, государи принимали ряд мер для устройства сословий.


1.4 Положение сословий


Служилые люди жаловались на то, что их поместья находятся в беспорядке: владеют ими люди, не имеющие права на поместное владение; крестьяне не сидят на местах и не работают на помещика, а бродят с места на место и мало пашут. Правительство заботилось о том, чтобы привести в порядок дворянское землевладение. Оно разбирало дворян по «статьям»: сгоняло с поместий неспособных; исправным увеличивало поместья и давало денежное жалование; вдовам и сиротам дворян давало на прожиток небольшие участки земли. В итоге через 15-20 лет дело венчалось успехом, и поместное землевладение было более или менее устроено. Отношения помещиков с крестьянами уладить было труднее, т.к. ничто не могло заставить крестьян оставаться в разоренных поместьях и вотчинах. Они искали мест, где им было лучше, и шли в богатые имения, или убегали в казаки на Дон.

При царе Михаиле, когда подати были по необходимости тяжелы, много тяглых людей, в особенности в городах, уходило из тягла или старалось так или иначе уменьшить свою подать. Одним из способов было «закладничество». Тяглый человек вступал в зависимость от такого землевладельца, который вовсе не платил податей со своих владений, отдавал свой двор в залог боярскому приказчику, сам становился боярским человеком и продолжал жить на своем дворе, но уже не считался человеком общины и не платил государственных податей. Закладничество было большим злом для тяглых общин, потому что отнимало у них и земли, и плательщиков. Закладчики умели соблюдать законные формы и прибегали к тонким уловкам, поэтому при царе Михаиле с закладчиками ничего поделать не могли. Были и другие способы если не избавиться от тягла совсем, то хотя бы уменьшить его. Так подать собиралась с паханой земли, то стоило лишь уменьшить свою запашку, чтобы платить меньше. Крестьяне старались пахать по возможности меньше и искали обеспечения в других промыслах. Правительство терпело от этого прямой убыток, т.к. не получало такого дохода, на какой рассчитывало по старине. Чтобы выйти из затруднения и увеличить свои сборы, оно стало назначать подати не с земли, а со двора. Так постепенно совершалась важная реформа: место поземельной подати заступала подворная.

Нуждаясь постоянно в средствах и не собирая достаточно денег с населения, московское правительство думало получить большие выгоды для себя и для народа от торговли с иностранцами в Архангельске. Чтобы привлечь иностранцев, особенно англичан, в Белое море, царь Михаил дал им большие льготы: англичане беспошлинно, а голландцы с малою пошлиною могли торговать не только в Архангельске, но и в других городах Московского государства. Торговля действительно оживилась, но все выгоды от этого оказались на стороне иностранцев: они забрали в свои руки всю внутреннюю торговлю и так затеснили русских купцов, что не переставали жаловаться и просить о том, чтобы иностранцев удалили из страны. Однако государь не мог удовлетворить этих просьб. Необходимость заставляла его постоянно прибегать к иноземцам. Иностранные офицеры обучали московских людей военному строю и устраивали в Москве регулярное войско, целые полки «солдат», «драгун» и «рейтар»: войны смутного времени показали необходимость такого войска. Иностранные техники пытались искать в разных частях государства золото и серебро, медь и железо. Они устраивали даже заводы по обработке найденных руд. Иностранные доктора лечили царскую семью и московскую знать, и завели в Москве первую казенную аптеку. Все иностранные мастера призывались в Москву на хорошее жалование. Словом, после тяжелой смутной эпохи москвичи поняли необходимость практических заимствований с запада и невыгоды прежней обособленности и отчуждения от иноземной культуры. При таких условиях для царя Михаила было трудно решиться отнять торговые привилегии у англичан и голландцев.


1.5 Война с Речью Посполитой


После многих лет мирной работы над восстановлением порядка в государстве московские государи решились возобновить войну с Речью Посполитой за Смоленск. Поводом послужила смерть короля Сигизмунда (1632) и наступившее в Польше «бескоролевье»: до избрания нового короля поляки и литовцы не могли воевать. Московское войско численностью 32000 пошло к Смоленску, взяло много мелких городов на границе и осадило Смоленск. Во главе московских войск стоял боярин Шейн, тот самый, который в смутное время был воеводою в Смоленске и защищал его от короля Сигизмунда и хорошо знал город и его окрестности. Но, несмотря на это, осада затянулась на долго. Через восемь месяцев на помощь Смоленску успел подойти вновь избранный король Владислав Сигизмундович. Он не только отбил русских от города, но и окружил их самих в их, же лагере. Утомленные долгой войной московские войска не выдержали натиска войск Владислава, и Шейн вступил в переговоры с королем. Он согласился отдать полякам все свои пушки и обозы и уйти в Москву (1634). За это его казнили в Москве как изменника. Война продолжалась, но без успеха для Владислава. Поэтому летом 1634 года он начал переговоры о мире. На пограничной речке Поляновке польские и московские послы заключили вечный мир. Смоленск и другие города, захваченные Сигизмундом в смуту, остались за Речью Посполитой. Владислав, в свою очередь, отказался от всяких прав на московский престол и признал Михаила Федоровича царем.

Только окончилась война с Польшей, как стала грозить война с турками и татарами. Крымские татары не переставали тревожить южные границы московского государства, а донские казаки при первом удобном случае выходили по Дону в Азовское и Черное море и грабили турецкие и татарские поселения по берегам. Московский государь по этому поводу сносился с турецким султаном и крымским ханом; обе стороны жаловались на грабежи, но унять их не могли. Для того чтобы не пускать татар внутрь государства, московские власти на украйне и диком поле продолжали строить города и укреплять границы, как это делалось до смуты при Грозном. А турки, имевшие в устьях Дона свой город Азов, настроили около него укреплений и совсем перекрыли казакам выход в море. Казаки собрались с силами и пошли на Азов войной (1637). После короткой осады город был взят и все население в нем вырезано. Казаки засели в крепости и послали в Москву известие о своем подвиге. Однако царь Михаил не поддержал казаков, решив, что это опасное самовольство казаков, которое может повлечь за собой гнев сильного султана. В 1641 году большое турецкое войско прибыло отбирать Азов, но казаки держались с отчаянным мужеством и отстояли город. Турки ушли с большими потерями; а казаки, понимая, что им одним не продержаться, если турки возобновят нападения, отправили послов в Москву с просьбой о помощи. Они просили государя взять Азов под свое покровительство и прислать им денег, людей и провизии. Дело было сложное. В Москве хотели взять Азов: это был важный торговый и военный пункт. Но взять Азов значить навлечь войну с турками, врагом сильным и опасным. В январе 1642 года царь собрал земской собор, где было согласовано, что Азов надо бы принять. Но в тоже время все земские люди и служилые и тяглые, объясняли государю, что им трудно служить и платить, так как они разорены тяжелыми повинностями и угнетены дурной администрацией. Узнав настроение собора, государь отказался принимать Азов, посчитав это дело трудным и рискованным. Он приказал казакам покинуть Азов. Те вышли из города , разорив его до основания , и Азов снова стал турецким. Так окончилось Азовское дело.


1.6 Культура времен великих государей


Культура времени Михаила Федоровича и Филарета, оставаясь во многом традиционной, испытала все же, как и политическая, хозяйственная жизнь, некоторые сдвиги. Появлялись новации, которые в комплексе с другими факторами развития, позволяют говорить о XVII веке как эпохе начала новой истории России. Если в хозяйстве появляются новые завязи, элементы буржуазных отношений, государственно-политическом плане – расцвет, хотя бы временный, сословно-представительного начала в лице земских соборов, то в культурной жизни – это начало демократизации, усиления западного влияния. В ряде случаев элементы нового выражены слабо, но за ними будущее. Смута «вытолкнула» к активной деятельности большие массы людей и они проявляли себя в деле спасения и восстановления Отечества, в политической жизни и в культуре. Если в предыдущие столетия главным субъектом культурной, духовной жизни были представители церкви, то в XVII веке выдвигается целая плеяда мастеров из среды дворян, приказных людей, посадского сословия. Будучи людьми верующими, они больше склонялись к светским сочинениям, мотивам. Они интересовались не только житиями святых, но и переживаниями, внутренним миром обыкновенных людей, мирян. Тем самым, церковный традициолизм в культуре дополнялся светскими сюжетами, стремлениями.

Все шире распространялась грамотность. Чтение, письмо, счетную премудрость передавали ученикам священники, дьячки, посадские грамотеи; по всей России трудились десятки таких учителей. Много книг издавал Печатный двор. Среди них – букварь Василия Бурцева (1634), стоивший одну копейку. Его тираж – несколько тысяч экземпляров, для того времени немалый. Появились и другие книги. В библиотеке царя Михаила, помимо духовных имелись сочинения Аристотеля, «О Троицком осадном сидении» и другие. Нужно сказать, в смутное время печатное дело, как и многое другое, было разрушено. Сгорел Печатный двор со всеми типографическими приспособлениями, мастера, оставшиеся в живых, разошлись по разным городам.

Приведенные данные говорят о том, что, несмотря на потрясения смутного времени, имелись и люди, знавшие хорошо «книжное учение», и те, кто умел это ценить (в данном случае правящие верхи во главе с молодым государем). Печатный двор к концу правления царя Михаила – крупное по тому времени предприятие: более полутора десятка работников разных специальностей, более десятка станков и другое типографское оборудование. К 1648 году, три года спустя после кончины Михаила, в типографии хранилось около одиннадцати с половиной тысяч экземпляров различных книг. Заметно продвинулись русские люди в накоплении научных знаний, технических навыков. Успешно работали они в металлообработке, литейном деле. Так русский мастер в 1615 году изготовил первую пушку с винтовой нарезкой. Часы на Спасской башне Московского Кремля сделали устюжские кузнецы крестьяне Вирачевы – дед, отец, внук, а проект подготовил англичанин Христофор Галлоуэй.

Русские мастера делали водяные двигатели для мануфактур. «Книга сошного письма»(1628-1629) дает указания о способах измерения земельных площадей; «Роспись» начала XVII века – об установке труб для подъема с разных глубин соляного раствора. Существовали руководства по изготовлению красок, олифы, чернил; травники, лечебники. Географические познания люди черпали из «Нового чертежа» (1627) – карты земель между Доном и Днепром, «Книги по Большому чертежу» - список городов и расстояний между ними. А «землепроходцы» и «мореходцы» в первой половине века прошли всю восточную Сибирь, Забайкалье, вышли к Тихому океану. Описания обширных пространств и их чертежи они присылали в Москву. А в статейных списках русские послы и их помощники сообщали сведения об иноземных государствах.

Усилиями властей послесмутной поры возобновляется по мере ликвидации разрухи, строительство в Москве и других городах. Приводятся в порядок кремлевские стены и башни; одна из них, Спасская, получает шатровое покрытие и меняет свой суровый крепостной облик на парадный, торжественный. В подмосковной усадьбе возводят церковь Покрова – в честь освобождения России от иноземцев захватчиков. Храм под тем же названием строит Д.М. Пожарский в своем Медведкове под Москвой. Замечательные шатровые здания появляются в Нижнем Новгороде, Угличе. Все они отличаются нарядностью декоративного убранства, изяществом, стройностью пропорций. Живописность и нарядность характерны и для жилых построек. Прежде всего, в этом плане следует отметить кремлевские царские терема. Фасады Теремного дворца украшены яркими цветными изразцами, резным белым камнем. Покрыт он золоченой крышей, окружен несколькими златоглавыми церквушками. Столь же красочно и внутреннее убранство дворца. С 1643 года начинается расширение патриаршего двора в Московском Кремле. В разных городах строят пятиглавые соборы. В целом в архитектуру той поры все решительней проникают светские реалистические черты, стремление к декоративности, отделке деталей.

То же относится к живописи. Иконы Строгановской школы, фрески в храмах, гравюры, миниатюры – во всех этих жанрах, в той или иной мере, присутствуют элементы нового.

Чаще всего невозможно говорить о политике правительства «двух государей» в области культурной жизни, однако можно отметить, что в ряде случаев их внимание, одобрение прослеживается при составлении некоторых литературных, исторических памятников, в строительстве культовых дворцовых зданий.

В культуре времени царя Михаила в России было сделано немало и в продолжение старых традиций, и в разработке новых идей и подходов. Время длительного царствования Михаила Федоровича (1613-1645) отмечено первыми шагами в восстановлении России после полутора десятилетий Смуты и войн. Заботясь об укреплении власти на местах, царь ввел новую систему управления – воеводскую. При нем созывались Земские соборы, основные политические вопросы он решал совместно с думой. Наряду с привычным дворянским ополчением стали появляться полки нового строя – предшественники регулярной армии. Нельзя не отметить один несомненный успех во внешней политике двух государей, сыгравших большую роль в судьбе России: быстрое продвижение в Сибирь. В истории царь Михаил остался как кроткий, легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Обычно все успехи его царствования относят на счет энергичного патриарха Филарета. Но последние двадцать лет Михаил правил сам, и эти годы по важности и сложности решения государственных дел мало чем отличались от предыдущих. Уклад царского быта почти не изменился по сравнению со временами прежних царей. Большое место здесь занимали церковь и воспитание детей. Члены царской семьи считали своей обязанностью ежедневное богослужение, строгое соблюдение установленных обрядов. К концу жизни царя Михаила остался лишь один наследник – Алексей . он и сменил умершего царя на престоле.





2. Время царя Алексея Михайловича Романова (1645-1676)


2.1 Начало царствования и волнения 1648 года


13 июля 1645 года, после кончины Михаила Федоровича, русским царем становится его сын, Алексей Михайлович Романов. Новому государю всего 16 лет. Царь Алексей отличался необыкновенно впечатлительным и подвижным характером, обладал недюжинным умом и душевной добротой и мягкостью. В первые годы своего царствования Алексей Михайлович мало участвовал в государственных делах и вверил управление ими своему воспитателю боярину Борису Ивановичу Морозову. Морозов был человеком своекорыстным и принадлежал к числу тех самоуправцев, на которых так жаловались земские люди при царе Михаиле. Вокруг Морозова собрался круг людей, еще более корыстных и самоуправных, чем он сам. Они стали угнетать московское население, не только вымогая с него взятки, но умышленно возводя ложные обвинения на невинных людей и разоряя их. В 1648 году царь женился на дочери придворного Милославского. После царской свадьбы Морозов женился на другой дочери Милославского, и, таким образом, Милославский получил большое влияние. Сам человек грубый и жадный он оказывал покровительство своим родственникам и приятелям, таким же, как он сам. Заняв места в московских приказах, они дали себе полную волю и окончательно озлобили народ. В июне 1648 года произошел большой бунт. Толпа окружила государя во время крестного хода, жаловалась ему и требовала казни Морозова и прочих самоуправцев. Царь спас своего любимца, отправив его с конвоем в Кириллов монастырь. Другие чиновники были убиты толпой, а их дома разграблены и сожжены. Московские волнения отразились и на других городах. Молодой государь, живший спокойно и радостно в уверенности, что в его государстве все хорошо, был поражен произошедшим. Узнав, что Морозов обманул его доверие, царь больше не подпускал его к делам. Влияние перешло к другому любимцу царя, боярину князю Никите Ивановичу Одоевскому, человеку большого ума и способностей. Царь узнал, что народ недоволен не только чиновниками, но и порядками, что о своих нуждах народ давно высказывался на земских соборах и что нужно менять не только чиновников, но и порядки.


2.2 Соборное уложение 1649 года


В 1649 году царь Алексей сам принялся за дела правления. По его личному указанию был составлен свод законов – Соборное Уложение. Молодой государь хотел утвердить правосудие и лучшие порядки, дав народу новый свод законов. Эта мысль была очень разумной и правильной. Народ тогда не знал тех законов, по которым должен жить и судиться; это – то и помогало беззаконию дьяков и воевод. Старый судебник не был напечатан, его можно было только списывать, и поэтому его мало кто знал. Дополнительные указы к нему знали только чиновники, народу они не объявлялись, а только записывались в «указные книги» московских приказов. В таких условиях дьяки и судьи вертели делами, как хотели, одни законы утаивались, другие искажались; проверить же их не было никакой возможности. Привести в порядок старые законы, сделать из них один свод и напечатать его в общее сведение было делом очень нужным. Кроме того, необходимо было пересмотреть содержание законов, улучшить их и дополнить, что бы они соответствовали нуждам и желаниям населения. Все это решено было сделать на земском соборе. Собор начал действовать 1 сентября 1648 года. На нем были выборные люди из 130 городов, как служилые, так и тяглые; заседали отдельно от боярской думы и духовенства. Они обсуждали старые законы и указы и просили царя об отмене устаревших или неудобных и принятии новых законов. Государь обыкновенно соглашался и новый закон утверждался. Важнейшие из новых законоположений были следующие: 1) духовенство было лишено права впредь приобретать себе земли, и потеряло некоторые судебные льготы; 2) бояре и духовенство потеряли право селить около городов, в слободках, своих крестьян и холопов и принимать к себе закладчиков; 3) посадские общины получили право возвратить всех ушедших от них закладчиков и удалять из посадов всех, не принадлежащих к общинам людей; 4) дворяне получили право искать своих беглых крестьян без «урочных лет»; 5) купцы добились того, что иноземцам было запрещено торговать внутри Московского государства, где бы то ни было, кроме Архангельска. Рассматривая все эти новые постановления, можно заметить, что все они сделаны в пользу служилых людей (дворян) и посадских (горожан). Поэтому дворяне и горожане были очень довольны новыми законами. Зато духовенство и бояре не могли хвалить новых порядков, которые лишили их разных льгот. Недовольна была и чернь: закладчики, возвращенные в податное состояние, крестьяне, лишенные возможности выхода. Таким образом, новые законы, установленные в пользу средних классов населения, раздражали высшие классы и простонародье. Законодательные работы были закончены в 1649 году и новый свод законов, названный Соборным Уложением, был напечатан и распространен по всему государству.


2.3 Медные деньги


Царь Алексей своим Уложением надеялся успокоить народ. Но всего через год после составления Уложения, в 1650 году, разразился сильный мятеж в Пскове и Новгороде. Он был вызван тем, что вследствие некоторых условий Столбовского мира московские власти посылали в шведские владения через Новгород и Псков деньги и зерно. Народ возмущался, обвинял воевод и бояр в измене и, наконец, перешли к открытому насилию над своими властями и над иностранцами, которые были причастны к вывозу денег и зерна. Так как местные воеводы не имели сил восстановить порядок , то к Новгороду и Пскову были выдвинуты войска. Новгородцы скоро повинились, а псковичи несколько месяцев оборонялись, запершись в городе. Царь не хотел кровопролития и передал дело собору. Собор послал в Псков посольство, которое уговорило народ возвратиться к порядку и повиновению.

Прошло пять лет, и настали новые беды. Начав войну с Речью Посполитой, царь отправился с войсками в Литву, а в это время во всем московском государстве (1654-1655) развилась страшная эпидемия чумы. Болезнь опустошала страну: опустели города, остановилась торговля, прекратились военные действия. Расходы на войну с трудом покрывались и в обычное время; чума подорвала окончательно средства правительства. Приток иностранного серебра уменьшился как вследствие общего упадка торговли, так и потому, что иноземцев перестали пускать дальше Архангельска. Не зная, откуда брать деньги, правительство принимает такую меру: прежде из привозного серебра оно чеканило мелкую серебряную монету - копейки. Теперь оно решилось эту мелкую монету делать из меди (которая была в 20 раз дешевле серебра), но выпускать ее по цене серебряной. С1656 года медные деньги появились в большом количестве и имели успех, потому что народ принял их доверчиво. Но прошло два года, и начались затруднения; пошли слухи, что мошенники стали подделывать деньги и что чиновники на монетном дворе стали сами себе и своим приятелям чеканить монету из собственной меди, а правительство неумеренно выпускало медные деньги и наводняло ими рынок. Ценность медной монеты стала падать, при этом товары начали сильно подниматься в цене. Тогда правительство установило правило, по которому платеж в казну надлежало делать серебряной монетой, из казны же по-прежнему выдавало в народ медь. Новые деньги совсем упали в цене: за 100 серебряных требовали 1000 или1500 медных. Это повлекло дороговизну, а с ней и голод для бедных людей. Доведенная до отчаяния московская беднота в 1662 году подняла бунт и, придя толпой к царю, требовала выдачи бояр, по их мнению, виновных в общем бедствии. Царь успокоил народ обещанием разобрать дело. Но вскоре явилась новая толпа, более возбужденная и озлобленная. Когда уговоры не подействовали, в ход было пущен оружие. Много было убито мятежников, много казнено, но стало ясно, что нельзя оставить дело в таком положении. В 1663 году медные деньги были отменены, даже запрещены. Вместо них казна пустила в обращение свой серебряный запас.


2.4 Движение Разина


Ряд потрясений и волнений, пережитых народом в течение пятнадцати лет, имел своим последствием усиленное бегство на Дон. Закладчики, не желавшие идти в тягло; крестьяне, скрывавшиеся от прикрепления; участники бунтов, - все это уходило из государства, где стало голодно и трудно жить, в казачьи городки на Дону, с надеждой стать там свободными казаками. Но старые донские казаки, жившие на Дону оседло, не принимали всех беглецов в свой круг и не считали их равными себе казаками. Новоприбылые люди не получали жалование и носили прозвище голытьбы, то есть голи. Положение такой голи было тяжело. Пахать землю казаки на Дону запрещали, боясь, что земледелие превратит казаков в крестьян и приведет к закрепощению их Москвою. Поэтому хлеба на Дону было мало; его надо было покупать на деньги, которых у голытьбы не было. Лучшие места для промыслов были заняты домовитыми казаками, и поэтому голытьбе приходилось работать батраками на казачьих промыслах. Вместо воли и довольства беглецы на Дону встречали голод и зависимость. Немудрено, что голытьба волновалась и рвалась к грабежу.

Так как из Дона выхода на море не было, взгляды голытьбы устремились на Волгу. Когда среди голутвенных появился решительный и смелый вожак Степан Разин, они легко собрались в большую шайку и ринулись на низовья Волги. В 1668 году казаки с Разиным отправились грабить персидские владения на берегах Каспийского моря. Они произвели у персиян большие опустошения и зазимовали на островке, близ персидских берегов. Весной война возобновилась, но казаки думали о возвращении на Дон и потому оставили персидские области и поплыли к Астрахани, где и вступили в переговоры с царскими воеводами. Боясь казаков, воеводы пропустили их домой, отобрав лишь часть пушек и ненужные им морские суда. На Дону началось сильное брожение. Степан задумал прямой бунт против Москвы и рассчитывал на поддержку черни. Весной 1670 года Разин отправился на Волгу и открыл военные действия против царских воевод. Он взял города Астрахань, Саратов, Самару. Казаки страшно мучили и убивали воевод, дворян и вообще людей высших классов. Чернь городская помогала казакам. Из городов бунт распространился по селам; поднимались крестьяне на своих помещиков; инородцы (мордва, татары) восставали на русскую власть и русских землевладельцев. Бунт становился из казачьего земским и распространялся на громадное пространство среднего и нижнего Поволжья. Восставшие шли не против государя: они представляли себя верными царю и высшей власти. Недовольство мятежников направлялось против тех мер, которые усиливали крепостную зависимость рабочего люда и отягчали тягло податных людей. Так Разин дошел до Симбирска. Здесь его встретили войска князя Юрия Барятинского, состоявшие из новых солдатских полков иноземного строя. Стенька был разбит и бежал. На Волге он нигде не смог укрепиться и бежал до самого Дона. Там его схватили домовитые казаки и отправили в Москву, где он и был казнен в 1671 году.


2.5 Культурный перелом


Тотчас после прекращения смуты московские люди почувствовали необходимость в общении с иностранцами. В Московском государстве в большом числе появились западноевропейские купцы, техники, военные люди, доктора. Для исправления церковных книг в Москву были приглашены ученые богословы – греки с православного Востока и малороссийские монахи, учившиеся в киевских школах. Эти богословы не ограничивались только работами на Печатном дворе, где правились книги: они приобретали большое значение при патриаршем и царском дворах, влияя на церковное управление и придворную жизнь. Ученые киевляне становились учителями в царской семье, водили знакомство и дружбу с придворными людьми, обучали московскую молодежь греческой и латинской грамоте и богословским наукам. Так появилось и окрепло в Москве иноземное влияние, шедшее от западноевропейцев с одной стороны и греков и малороссов – с другой. К чуждому влиянию московские люди относились не все одинаково. Одни боялись заимствования со стороны и заботились о сохранении старых народных обычаев. Другие уже перестали верить в то, что Московское царство было единственным православным и богоизбранным. Смута, едва не погубившая Москву в начале XVII века, оказала большое влияние на умы москвичей. Ближе знакомясь с иноземцами во время смуты и после нее, москвичи поняли, что иноземцы образованнее их, богаче и сильнее. Наблюдая новых людей, москвичи начали понимать, что их прежнее самодовольство и национальная гордость были наивным заблуждением, что надо учиться и перенимать у иноземцев все то, что может быть полезным и приятным для московского быта. Так появилось среди московских людей стремление к реформе, к улучшению своей жизни через заимствование у более просвещенных народов знаний, полезных навыков и приятных обычаев. В Москве распространились иноземные костюмы, вещи, музыкальные инструменты, картины. В Посольском приказе переводились, по царскому повелению, иностранные книги и делались выписки из иностранных газет. Европейское образование проникало в разные слои московского общества и увлекало московские умы настолько, что некоторые москвичи убегали за границу, желая найти себе лучшие условия для жизни. В свою очередь, заметив сильное брожение среди московских людей, западноевропейцы стремились в Москву все в большем количестве и просились на московскую службу или желали разрешения на торговлю. Даже католики думали о возможности начать свою пропаганду в Москве.

Так совершился в Московской Руси культурный перелом. Старые идеалы отживали и падали, новые нарождались и крепли. Русский народ понемногу переходил от своей старой национальной замкнутости и исключительности к деятельному общению с культурным человечеством.


2.6 Внешние дела


Самым значительным достижением внешней политики того времени явилось воссоединение Украины с Россией, провозглашенное 8 января 1654 года гетманом Богданом Хмельницким на Переяславской Раде. Однако это событие стало причиной еще одной русско-польской войны. Предметом борьбы были польские владения на среднем Днепре, в которых русское население отложилось от Польши и само пожелало соединиться с православною Москвою. Война длилась 10лет (1657-1667) и закончилась Андруссовским перемирием на 13 с половиной лет. Царь Алексей возвратил Москве Смоленск и Северные земли, взятые поляками в смутное время, приобрел Левобережную Украину и на правом берегу Днепра Киев (Киев был уступлен полякам на два года, но остался за Москвою навсегда). В связи с польской войной находились и другие войны того времени. Царю Алексею пришлось воевать со шведами, которые вмешались в польские дела. Шведская война (1656-1659) окончилась ничем: воевавшие стороны остались при своих владениях. Так же как и шведы, в польские дела вмешались и турки. Они грозили войной за Украину одинаково и Польше, и Москве (1672). Царь страшился сильной Турции и делал спешные приготовления к турецкому нашествию, ожидая турок под Киевом. Однако дело ограничилось небольшим столкновением на левом берегу Днепра. Мир с турками был заключен уже при его сыне, царе Федоре.

Царь Алексей Михайлович Романов умер 30 января 1676 года в возрасте 47 лет. Он похоронен в Архангельском соборе Кремля.





Заключение


Москва эпохи первых Романовых не была совсем разложившейся: в области политики она является даже укрепленной, расширившей свои размеры благодаря значительным аннексиям. Ушедшее на ликвидацию печального наследия Смутного времени царствование Михаила оставило в наследия Алексею положение действительно тяжелое: страна, все еще измученная и истощенная, звала к новым жертвам, для того, чтобы поддержать честолюбивые замыслы и содержать армию, обученную по-европейски. Этим объясняется восстание 1648 года. Новый кодекс, уничтожение закладничества и привилегий, предоставленных иностранной торговле, служили, с одной стороны, для успокоения наиболее сильного недовольства, но, с другой стороны, вызывали новые мятежи. В тот момент, когда Алексей занялся их подавлением, Хмельницкий просит вмешательства царя. Открывается великолепная перспектива, но она требует новых усилий и вложений. Однако, чума, враждебные действия со Швецией, возмущение диких племен на востоке, все это останавливает завоеванные или почти завоеванные результаты. Денег нет, кредитом злоупотребляют безрассудным образом. Попытка монетной реформы провалилась и повлекла за собой новые мятежи. В 1667 году Андрусовский договор дал относительно выгодный мир, но в том же году выступает на сцену Стенька Разин, а через год отпадение Брюховецкого на юге, Соловецкий бунт на севере привели к новому критическому положению. Потом наступил религиозный кризис со всеми последствиями политического и социального порядка. Страна еще держится, но в недрах провозглашенного раскола начинают подниматься массы. Законодательная или административная деятельность государства имела только одну цель: реализовать единство власти, укрепить авторитет, собрать богатую казну, создать мощную армию. Социальные интересы, индивидуальные права считались тогда ничем перед престижем, величием всемогущего государства. На этом пути и с этим идеалом, который она послушно приняла и передала потомкам, Москва XVII века не только добилась большого приращения территории, но посредством законченного развития самодержавия, полного установления крепостничества, кодификации 1648 года она определила на очень долгое время в известном смысле эволюцию отечественной истории.





Список используемой литературы


  1. Академик С.Ф. Платонов. Русская история. С-П. 1994г.

  2. Костомаров Н.И. «Государи и бунтари: Господство Дома Романовых» - Черни. 1996.

  3. К. Валишевский. "Первые Романовы", Москва, 1993.

  4. "Дом Романовых". СПб. 1992

  5. Н.М. Карамзин. "История государства Российского", Москва,

  6. Коржихина Т.П., Сенин А.О. История российской государственности. М., 1995.


Случайные файлы

Файл
~1.DOC
14823.rtf
25301-1.rtf
26441.rtf
137876.rtf