Патриотизм в советский период (58573)

Посмотреть архив целиком

Содержание


Введение 2

1. Эволюции идей патриотизма в России 4

1.1 Патриотизм в дореволюционный период развития России 4

1.2 Патриотизм в послеоктябрьский период 5

1.3 Патриотизм в период социалистического строительства 6

1.4 Патриотизм в годы Великой Отечественной войны 7

2. Формирование патриотизма в историческом плане 9

Заключение 18

Список литературы 20



Введение


Историческое значение каждого... человека измеряется его заслугами родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма.

Н.Г. Чернышевский


Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения его основ.

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.).

Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и безусловно неординарном явлении.

В настоящее время, когда все еще продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, в трудах многих отечественных мыслителей излагаются различные точки зрения на явление патриотизма как стержневого компонента Русской идеи, призванной служить объединению и упрочению русской нации, российского общества и государства.

За последнее время, по мнению некоторых политологов, Русская идея вновь может претендовать на роль духовно-нравственной и социальной ценности. Она вселяет надежды определенной части российского общества на возрождение национальных ценностей и традиций, торжество соборности, равенство прав и возможностей граждан, укрепление семьи, выработку общероссийского патриотического идеала, "...способного вдохновить соотечественников на многотрудные и славные cвершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины".

Вследствие этого, возникает необходимость более глубокого понимания сущности Русской идеи, ее осмысления не только в контексте изменений, происшедших в России в конце 80-х и 90-х годах, но и с учетом многовекового исторического опыта развития нашего Отечества.

В этой связи имеет смысл обратиться к наиболее характерным моментам этой эволюции идей патриотизма в России в русле Русской идеи.


1. Эволюции идей патриотизма в России


1.1 Патриотизм в дореволюционный период развития России

В понимании сущности Русской идеи многие известные ученые, политические деятели, представители культуры и даже отечественного предпринимательства исходят из того, что наш общенациональный идеал сегодня - это возрождение России, которое немыслимо без обращения к ее глубинным истокам. Русская идея сегодня выступает в качестве одной из духовных основ возрождения Отечества, нашей исторической памяти, национального самосознания, стремления россиян к лучшей действительности, проявления ими высокой духовности, и истинного патриотизма.

В далеком прошлом в основе Русской идеи было мессианство - быть главной, если не единственной носительницей подлинно христианских ценностей, а после падения Византии - и православной государственности. На протяжении веков силы этой государственности были направлены на самосохранение русского народа, развитие у него национального самосознания и высших патриотических чувств. С расширением границ Русского государства, присоединением к нему новых народов Русская идея трансформируется в идею российскую. Многочисленные нерусские народы, получая от русской нации экономическую, культурную и иную помощь, военную защиту от врагов, стали считать Россию своей общей исторической родиной. Вследствие этого идея о роли и предназначении русского народа, то есть Русская идея "... стала общей для всех наций, народностей, этнических и национальных групп, населявших огромную Российскую империю".

Анализ Русской идеи основывается на взглядах отечественных мыслителей, в особенности тех, которые в той или иной степени выражали свое отношение к патриотизму и проблеме его развития в обществе. Эти мыслители разрабатывали теоретические основы патриотизма в тесной связи с Русской идеей, в ее общем русле. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в существе их идей, подходов и позиций по проблеме русского и российского патриотизма имеются общие, объединяющие моменты.

Когда, после петровских преобразований и разгрома Наполеона, Россия включилась в европейский процесс общественного развития на качественно новом уровне, обострились проблемы занимаемого ею положения в мире и сосуществования с западной цивилизацией. В рамках Русской идеи обострилась борьба двух тенденций - западничества и славянофильства. Выбор пути, по которому предстояло идти стране и русским в XIX - начале XX века, оказался непростым. К его осмыслению подключились лучшие умы нации - А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин, Ф.М. Достоевский и А.И. Герцен, И.В. Киреевский и Н.Е. Данилевский, И.А. Ильин и П.А. Сорокин.

Обобщая вклад отечественных мыслителей, разрабатывавших Русскую идею в дореволюционный период развития России, можно отметить, что в рассмотрении ими формирующих начал национального самосознания, путей приумножения блага Отечеству значительное место занимал патриотизм. Это проявилось прежде всего в трех принципах становления и развития Русской идеи на протяжении рассматриваемого столетия (начало XIX в. - начало XX в). К этим принципам относятся: религиозный (православие, Киевская Русь), политический (самодержавие, "священное царство", Московская Русь) и социальный (европейская цивилизация, Российская империя).


1.2 Патриотизм в послеоктябрьский период


В послеоктябрьский период развития страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе. Естественно, что это не могло не отразиться на русском самосознании, которое деформировалось, ослаблялось, утрачивая национальные корни. Вследствие преувеличения значения в советском обществе социального, классового, идеологического был резко ослаблен национальный фактор, что повлияло на направленность русского национального самосознания ("старший брат обязан помочь младшим братьям").

В таких условиях большую роль в создании предпосылок для дальнейшего возрождения патриотической идеи сыграл субъективный фактор. По мере того, как привлекательность марксистской теории в российском обществе все более ослабевала, общественность с возрастающим интересом обращалась к работам отечественных мыслителей, которые в десятилетия советского периода продолжали творчески развивать и обогащать патриотизм новыми идеями. Среди них выделяются, в частности, Н. Бердяев, Л. Карсавин, И. Ильин, и др.


1.3 Патриотизм в период социалистического строительства


Период социалистического строительства весьма активно повлиял на развитие национального сознания советского общества, в котором идеологическое, классовое, интернациональное некоторое время формировалось в ущерб традиционным духовным, культурным, историческим ценностям нашего народа. Значительно слабее стала преемственность поколений, нарастали тенденции маргинализации молодежи, ее отчужденности от героических свершений и славы великих предков Руси, России. Основная часть советского образованного общества стала активным проводником официальной политики, для которой были присущи деформации, а порой и умаление истинных национальных интересов как русского, так и других народов России.

Российская трагедия, проявившаяся в русской эмиграции после гражданской войны, отражена в трудах целого ряда замечательных мыслителей, которые стремились сохранить наши национальные корни, найти опору для возрождения новых всходов на русской почве. Среди имен этих мыслителей, продолжавших разработку и развитие патриотизма в русле Русской идеи в сложный период жизни нашего общества в завершившемся XX в., можно выделить Иоанна Кронштадского, Н.И. Алексеева, Н.А. Бердяева, Г.В. Плеханова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, А.В. Карташева, С.А. Левицкого, Н.О. Лосского, А.Н. Толстого, Л.И. Шестова, Е.С. Троицкого, О.А. Платонова и других.

По мнению одного из крупнейших философов России Л.П. Карсавина, наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма является армия. Это определяется ее "народною природою". На этом основании он делает вывод о том, что те остатки русской армии, которые подняли белое знамя, "тоже приняли участие в созидании новой России - своею самоотверженной гибелью за ее великодержавие".

Олицетворяя главное предназначение армии с высшим патриотическим долгом, с идеей наиболее самоотверженного и последовательного служения великой России, Ильин писал, что "Русская армия всегда была школой патриотической верности", выступает как "наша сила, наша надежда, основа нашего национального существования". Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг: "Жить для России и умереть за Россию".

Что же касается Красной, а затем Советской армии, то большинство ее представителей также являлись патриотами России. Однако это была уже не прежняя, а другая Россия в силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, благодаря которым Отечество определялось прежде всего как социалистическое, олицетворявшее появление советской государственно-общественной системы.


1.4 Патриотизм в годы Великой Отечественной войны


Сформировавшийся в новых исторических условиях патриотизм в наибольшей мере показал свою жизненность и силу в годы Великой Отечественной войны. Именно в этот период тяжелейших за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась на его защиту. И не было ничего выше и дороже этого поистине святого понятия, которое вдохновляло многих людей на преодоление любых испытаний, жертв и лишений во имя спасения родной земли. Невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, огромное стремление наших людей отдать все, даже свою жизнь во имя Победы, позволили поднять представление о патриотизме советского народа на недосягаемую высоту.

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, армия и народ проявили истинный, небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над непобедимым доселе врагом. Этот исторический факт свидетельствует о том, что форма власти, общественная система не в состоянии оказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в годы больших испытаний. При определенных исторических условиях происходит очищение, обновление и проявление этих ценностей в интересах всего Отечества, как "малой", так и "большой", а тем более великой Родины, во имя всей России.


2. Формирование патриотизма в историческом плане


Большой интерес для понимания проблемы российского патриотизма представляет научно-исследовательская литература с конца 80-х годов XX столетия по настоящее время. Этот период связан с началом и развитием кардинальных преобразований во всех сферах нашей жизни. Глубокие изменения претерпели не только основы нашего непосредственного бытия, но и высшие ценности, среди которых особое место занимает патриотизм. Именно он оказался в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных взглядов, мнений, убеждений, позиций, дискуссий и т.п. В ходе этой полемики, острота которой лишь несколько ослабла за последнее время, наряду со скандальными, конъюнктурно-спекулятивными публикациями появилось немало и таких работ, которые характеризуются творческим, исследовательским подходом к осмыслению патриотизма и проблем его формирования в нашем обществе.

Плодотворность деятельности, осуществляемой в данном направлении, обусловлена тем, что авторы этих работ все чаще обращаются к богатому наследию отечественной мысли, стремятся к более взвешенному, объективному анализу заслуживающих внимания трудов советского периода и, что особенно важно, рассматривают проблему в тесной связи с изменениями, происшедшими в российском обществе за последнее время.

Наличие довольно значительного массива литературы по рассматриваемой проблеме свидетельствует о наметившемся прорыве в осмыслении ее наиболее существенных сторон благодаря активизации соответствующих исследований в области философских, исторических, политологических, социологических и педагогических наук. Тем самым, создан определенный задел для продолжения теоретических изысканий по целому ряду важнейших аспектов проблемы патриотизма, его развития в российском обществе и его Вооруженных Силах в новых, изменившихся условиях.

В научно-исследовательской литературе проблеме патриотизма уделяется явно недостаточное внимание. В изучении его природы, сущности, содержания, с учетом важнейших изменений, происшедших в нашем обществе, сделаны лишь первые шаги. Поэтому в период реформирования российского общества рассмотрение ряда важнейших сторон данной проблемы является одной из актуальных задач отечественной науки.

Все многообразие подходов к пониманию патриотизма, имеющихся в научно-исследовательской литературе, можно условно дифференцировать по ряду направлений.

К первому из них можно отнести получившие наибольшее распространение в научно-исследовательской и публицистической литературе точки зрения и суждения, определяющие патриотизм как возвышенное чувство любви к родине, отечеству, что в значительной степени предопределяется понятием самого термина "патриотизм". Это направление, характеризуется фиксацией определенного, безусловно позитивного, нередко ярко выражаемого отношения к отечеству, ограничивающегося главным образом уровнем эмоционального отражения, проявления в абстрактной форме любви к природе, родному краю, отчему дому, к картинам детства и т.д. Именно таким является понимание патриотизма многими людьми, в том числе представляющими творческую интеллектуальную, культурную элиту. Данное направление может быть названо возвышенно-эмоциональным, которое представляется как многообразное проявление возвышенного чувства любви к Родине (Отечеству), особенно в духовном и нравственном смысле. В нем безотносительно к характеристике субъекта подчеркивается, выделяется направленность, сила, возвышенность самого чувства к объекту, который имеет для субъекта (кем бы он ни был), исключительное значение.

С этим направлением тесно связано второе, которое также основывается на понимании патриотизма как одного из высших, наиболее значимых чувств. Однако наряду с эмоциональной стороной рассматриваемое направление включает также и деятельностный момент. Сила патриотического чувства не ограничивается лишь глубиной и возвышенностью любви к Отечеству, а побуждает нас к активным действиям, поступкам на благо своей Родины8.

Такого рода деятельность является не только непременным условием истинного патриотизма, но и его критерием. От того, каков вклад той или иной личности, группы в дело Отечества, насколько та или иная деятельность соответствует вопросам его развития и укрепления, зависит и патриотизм, уровень его сформированности и степень проявления у конкретного субъекта. Характерной особенностью данного направления является необходимость реализации патриотичности посредством конкретных действий, поступков в интересах Отечества, что позволяет назвать его активно-деятельностным. По своей сути - это одно из высших, наиболее значимых чувств, воплощенное в действенную побудительную силу, реализующую это чувство в процессе целеустремленной социальной деятельности граждан в интересах общества, на благо Отечества.

В третьем направлении патриотизм рассматривается как общественное явление. Различные точки зрения в отношении конкретной определенности такого явления образуют весьма широкий его спектр. Содержание и характер данного явления в значительной степени обусловливались особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты. В условиях более жесткого руководства и регламентированного функционирования советской общественной системы патриотизм представлял собой одну из ее важнейших идеологических основ, выступал в числе стержневых направлений воспитания подрастающего поколения.

В более поздний период, в конце 60-х - начале 80-х годов в ряде общественных наук, особенно в философских, значительное развитие получила точка зрения, согласно которой патриотизм исследовался как явление общественного сознания. Примерно с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества. В некоторых исследованиях патриотизм изучался в контексте развития отечественной истории, как проявление специфических черт менталитета, психики различных общностей и т.д.

В рамках этого направления патриотизм можно определить как одно из сложных, многоаспектных явлений, пронизывающим все сферы общества, особенно его сознание и духовную жизнь, обладающим огромным потенциалом возрождения России на переломных этапах ее развития.

Четвертое направление характеризуется тем, что государство рассматривается как объект патриотизма, поэтому его с полным основанием можно назвать "государственным патриотизмом".

Появление такой разновидности патриотизма было востребовано достаточно определенными историческими условиями, а именно: необходимостью консолидации усилий для создания, укрепления государства, различных форм государственной власти. Одним из первых, кто разработал теоретические предпосылки данного направления, был Гегель. Будучи убежденным сторонником прусской конституционной монархии, он завершает свою философскую систему ее идеализированным изображением. Как известно, в результате бурных событий, происшедших в Германии в первые десятилетия 19 века, в центре Европы появилось крупнейшее государство со всеми его атрибутами, активная политика которого отразилась впоследствии на судьбах многих народов мира.

Гегелевское понимание патриотизма означает стремление к общим целям и интересам государства, которые являются безусловно приоритетными по отношению к любым другим, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом. Государство же, как высшая форма организации и высшая ценность, выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и общества, в том числе и патриотических.

Осмысление главной идеи этого направления предполагает понимание патриотизма как проявления его субъектами чувства национальной гордости за Державу, их активное участие в укреплении государства и государственности как первоочередного условия эффективного функционирования социальных институтов, развития общества и личности.

Пятое направление в определенной мере является альтернативным по отношению к предыдущему. Его представители, раскрывая сущность патриотизма, делают это в неразрывной связи именно с личностью, которая является для них высшей ценностью (в том числе и по отношению к обществу, не говоря уже о государстве). Поэтому данное направление может называться личностным патриотизмом. В отличие от предыдущего направления, рассматривающего государство как главный объект патриотизма, представители этого направления первостепенную роль отводят субъекту, то есть личности, которая занимает безусловно доминирующее положение.

Идея понимания патриотизма в личностном плане получила свое теоретическое обоснование еще у Г. Флоровского. Он рассматривал патриотизм как культурное творчество и национальное напряжение собственных сил. Именно этот личностный акт, а не голая военная мощь, создает, по мнению Флоровского, величие России, формирует праведную и благословенную любовь к Родине.

Из рассмотрения сущности этого направления следует, что патриотизм можно определить как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей важнейшими нравственными и другими качествами, до осознания ее нераздельности, единства с Отечеством, как высшей ценностью, необходимости служения ему, своему народу.

Шестое, последнее направление во многом связано с предыдущим. Эта связь выражается в том, что очень часто (хотя и не всегда) субъектом патриотизма выступает личность. Сам же патриотизм рассматривается как важнейший момент, этап развития личности, а именно - ее духовного развития, самовыражения. При этом уровень такого развития является очень высоким, поскольку духовная самореализация личности предполагает проявление ею целого ряда важнейших сторон, качеств, характеризующихся полнотой, целостностью, оптимальностью их сформированности. Содержание же этих качеств личности, самого акта духовности его патриотизма является глубоко религиозным, что позволяет дать определение этому направлению как духовно - религиозное.

Данное направление имеет самую большую, богатую традицию, глубокие и мощные корни. Это объясняется не только огромным, более чем тысячелетним периодом развития религиозно-патриотических взглядов, чувств, но и величайшим вкладом в разработку данного направления со стороны многих и многих видных представителей власти, Русской Православной Церкви, литературы, искусства, философских и других наук.

Патриотизм, разрабатывавшийся в рамках этого направления, выступает как вершинное духовно-религиозное самопроявление личности, достигшей такого уровня развития, которое позволяет испытывать божественную по природе любовь к Отечеству, с готовностью к самопожертвованию и самоотречению для его блага.

Глубокое изучение и анализ этих и других направлений выдвигают задачу выведения обобщающего, более универсального определения патриотизма, преодолевающего в той или иной степени ограниченность и односторонность каждого из них. При этом следует исходить из необходимости осмысления главного содержания, всего комплекса идей, вытекающих из их теоретических установок. Рассмотрение основных подходов к пониманию сущности патриотизма способствуют более глубокому представлению о нем. Благодаря этому можно сформулировать новое определение, включающее в себя важнейшие признаки патриотизма, содержащиеся в вышерассмотренных шести направлениях.

Итак, исходные установки (в которых конкретизируются важнейшие теоретические основы патриотизма) для его более полного и всестороннего понимания и выведения нового варианта определения в своей совокупности представляются в следующем виде.

Во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его происхождение, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения.

Во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества.

В-третьих, патриотизм, как глубоко социальное по своей природе явление, представляет собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума.

В-четвертых, одним из характерных проявлений патриотизма является принцип державности, отражающий специфику исторического развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство, как относительно самодовлеющая сила. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

В-пятых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству.

В-шестых, истинный патриотизм - в его духовности. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству, которое по своей значимости уступает лишь служению Богу.

Исходя из этих установок, в которых в концентрированном виде представлены, сфокусированы методологические и теоретические основы патриотизма, становится возможным, обобщив их наиболее существенные стороны, моменты, сформулировать его определение. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущей всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

В историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и силы, которая особенно мощно и неудержимо проявляется на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний.

Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детском возрасте. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и все более осознается, особенно в процессе осуществления конкретных видов общественно-полезной деятельности. По мысли известного писателя Ю.М. Полякова каждый человек (... проходит в своем духовном развитии, в поиске своего отношения к стране, в которой он родился и вырос, несколько этапов: сначала только я, потом я и Россия, потом Россия и я и наконец - в конечном счете раствориться в своем Отечестве.

Формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. На этом уровне развития личность идентифицирует себя с Родиной, Отечеством. Ее "Я" становится частицей, неразрывно связанной со множеством других "Я" социума, что в реальной действительности и конкретной деятельности проявляется в единении их чувств, ценностей, взглядов, норм, идеалов, целей, действий и поступков, интегрирующим моментом которого выступают высшие интересы общества, активная реализация идеи служения Отечеству.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. Стержнем этого развития являются духовно-нравственный и историко-культурный компоненты. Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно-деятельностного участия в решении важнейших проблем современного общества. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, социальную роль и значимость деятельности, в интересах его возрождения и надежной защиты и испытывающей потребность дальнейшего развития посредством участия в явлениях и процессах, происходящих в обществе, государстве.


Заключение


Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, патриотизм как одна из основных составляющих Русской идеи, одновременно является неотъемлемым компонентом отечественной гуманитарной науки и культуры, имеющих богатую историю и глубокие традиции.

Во-вторых, патриотизм всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

В-третьих, сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и реально-действенного проявления. Характерно, что рассмотрение проблемы патриотизма находилось под воздействием немалого числа оппонентов, которые в различных формах ограничивали возможности ее конструктивной и более основательной разработки, умаляли ее наиболее существенные стороны, вплоть до стремления дискредитировать саму эту идею.

Проблема патриотизма представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. О важности и сложности этого вопроса говорит уже тот факт, что за последнее десятилетие отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось от полного неприятия до безусловной поддержки. Насущной остается проблема изучения причин такого положения в обществе, а так же того, какое влияние оказывает патриотизм на духовно-нравственное состояние общества. Не менее важным остается вопрос изучения происхождения и генезиса патриотизма как духовного феномена в среде русского воинства. Актуальность социально-философского анализа данной проблемы определяется рядом обстоятельств. Во-первых, в течение последних двух десятилетий чрезвычайно быстрыми темпами менялось социально-экономическое состояние нашей страны. Сознание большинства россиян было не в состоянии адекватно воспринимать эти резкие изменения. Духовные принципы, на которых выросло большинство из них, не способствовали адаптации в новых условиях. Это привело к тому, что понятие Родины либо девальвировалось, либо потеряло свое сущностное содержание. Естественно, ни одно общество не способно существовать в таком состоянии долго. Образовалась ситуация, когда требуются огромные усилия по поиску реального понимания феномена Родина, а значит, и наполнения понятия патриотизм соответствующим современности содержанием. К сожалению, в настоящее время "... российский патриотизм носит неустойчивый, аморфный, неопределенный характер, соответствующий общественным реалиям".


Список литературы


  1. Воробьев К.А. К вопросу о русской национальной идее // Российская общенациональная идея. - М.: Реалисты. - 1996. - №19. - С.64.

  2. Зорькин В. Патриотизм истинный и ложный // Диалог. - 1994. - № 9, 10

  3. Зюганов Г.А. Россия - Родина моя. Идеология государственного патриотизма. - М., 1996

  4. Карсавин Л.П. Армия и революция // Евразийская хроника: Вып. 9., 1927. - С.42.

  5. Кочколда Г.А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденции развития и формирования. Дис. к. ф. н. - М. - ВПА, 1990

  6. Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде. Дис. к. ф. н. - М., Военный университет, 1995

  7. Лутовинов В.И. Российский патриотизм: история и современность // Общественные науки и современность. - №11.

  8. Патриотическое сознание: сущность и формирование. Новосибирск. - Наука. - 1985. - С. 20.

  9. Поляков Ю.М. Выращивать в себе талант любить Отечество // Будущие хозяева России. - 1996. - №24. - С.40.

  10. Соловей В. Современный русский национализм: идейно-политическая классификация // Общественные науки и современность. - №2. - С.121.

  11. Троицкий Е.С. О русской идее. Очерк теории возрождения нации. - М. - 1994. - С.103


Случайные файлы

Файл
157870.rtf
90667.rtf
138009.rtf
22872.rtf
MAIN.DOC




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.