Основные положения теории "русского социализма" А.И.Герцена (58440)

Посмотреть архив целиком

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 2

Глава I. Основные положения теории «русского социализма» А.И.Герцена 9

Глава II. Влияние теории «русского социализма» Герцена на взгляды народников 25

Глава III. Социалистические взгляды П.Н. Ткачева, П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина 33

Заключение 51

Библиография 52



Введение


В конце 40-х – начале 50-х годов XIX в. складывается революционно-демократическое направление русской общественной мысли, представителями которого являются В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарев. К 40-50- м годам относится и начало разработки революционно-демократической теории, в основу которой легли новейшие философские и политические (главным образом, социалистические) учения, распространявшиеся в Западной Европе. Вообще вся вторая четверть XIX в. в России была временем увлечения философией, особенно классической немецкой, которую изучали представители различных направлений русской общественной мысли от крайне «правых» до крайне «левых». Труды знаменитых немецких философов Канта, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха были также хорошо известны в России, как и на их родине в Германии. Каждый из русских мыслителей искал в их трудах теоретическое обоснование своих общественно-политических позиций. Так, система Гегеля, его философия истории и диалектический метод познания особенно привлекали внимание славянофилов. Для Белинского и Герцена особое значение имело революционное понимание диалектики Гегеля. Герцен называл ее «алгеброй революции». Она служила ему обоснованием закономерности и неизбежности революционной ломки феодально-абсолютистского строя.

В этот же период складывается оригинальная теория «русского социализма». Основоположником ее был А.И. Герцен, который изложил ее основные идеи в работах, написанных им в 1849-1853 гг.: «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия», «О развитии революционных идей в России» и др. Он исходил из идеи «самобытного» пути развития России, которая, минуя капитализм, через крестьянскую общину придет к социализму.

«Русский социализм» Герцена стал отправным пунктом идеологии народничества, а тема социализма Герцена привлекает внимание историков и публицистов уже второе столетие.

Так как идея построения мира без насилия, общества равных прав и социальных гарантий жива и популярна в мире по-прежнему, актуальность обращения к этой проблеме очевидна.

Цель работы: на основе изученных источников, представленных работами А.И. Герцена и идеологов революционного народничества логически выстроить основные положения, уяснить сущность теории русского социализма и ее влияние на становление и развитие социалистических взглядов идеологов революционного народничества.

Методы исследования: аналитический, сравнительно-исторический, конкретно-исторический.

Хронологические рамки: 50-е - 90-е годы XIX века. Выбор хронологических рамок объясняется формированием и развитием идей «русского социализма» Герцена, а также становлением и реализацией социалистических идей народников.

Цель работы требует решения следующих задач:

  1. Используя сравнительно-исторический метод упорядочить разнообразные сведения в отечественной историографии о русском социализме Герцена и социализме ведущих идеологов народничества.

  2. Показать основные аспекты теории « русского социализма» Герцена . 50-е -60-е годы.

  3. Выяснить степень влияния теории «русского социализма» на становление социалистических взглядов народников.

Исследования, прямо или косвенно касающиеся социалистических взглядов и теории «русского социализма» Герцена в отечественной историографии XX в. представлены работами А.И.Володина, З.В.Смирновой, В.П.Волгина, Н.М. Пирумовой, В.А. Дьякова, В.С. Семенова, Н.Я. Эйдельмана и др.

Работа А.И. Володина «Начало социалистической мысли в России» (1966г.) посвящена становлению социалистических идей Герцена. Он считал, что на рубеже 20 - 30 гг. Герцен был «пламенным либералом, который разрешился у Герцена в «социализм». Володин пишет о важном значении, которое придавал д Герцен восстанию декабристов, что философия истории занимала его лишь как средство обоснования социального идеала.

Возникновение теории Герцена принято датировать 1849 г. в связи с крахом его надежд на революционные потенции Запада. Важное место также занимает работа А.И. Володина «В поисках революционной теории» (1962 г.). В ней кратко освещаются все аспекты герценовского русского социализма, влияние декабристов, социалистов-утопистов Сен-Симона и Фурье, философии Гегеля, революции 1848 - 49 гг. во Франции на мировоззрение Герцена. Большое значение в работе придается «русскому социализму», а именно взглядам Герцена на общину, дворянство, революцию, социализм.

Следует отметить ряд биографических работ. Особое место занимают работы А.И. Володина «Герцен» (1970 г.), В.А. Прокофьева «Герцен» (1987 г.), Н.М. Пирумовой «А. Герцен - жизнь и деятельность» (1962 г.). Они посвящены годам жизни и деятельности Герцена, а также развитию его социалистических взглядов и личной жизни.

Заслуживает внимания работа Н.М. Пирумовой «А. И. Герцен - революционер, мыслитель, человек» (1989 г.). Большое внимание в своей работе Пирумова уделяет биографии писателя, рассказывает о его жене, детях, о пережитой им трагедии. Основное внимание обращено на заграничный период жизни Герцена, деятельности его в Вольной типографии, в «Колоколе». Здесь автор представляет социалистические взгляды Герцена 30 - 40 гг.; рассказывает о влиянии революции 1848-49 г.г.- на мировоззрение Герцена; о социальной философии 50 - 60 г.г.; о его литературной деятельности.[42 ].

Интересна работа З.В. Смирновой «Социальная философия Герцена» (1973). Ее работа посвящена анализу работ Герцена, его взглядам 30 - 60 гг. Она сравнивала Герцена и славянофилов, полагая, что Герцен ошибался, считая взгляды славянофилов на общину близкими и родственными « русскому социализму». Становление и развитие теории «русского социализма» продолжалась 20 лет. Это сложный и многоплановый процесс. Смирнова пришла к выводу, что в «... дореформенный период характерно все большее сосредоточение Герцена на социально-экономическом аспекте теории».

В сборнике «Освободительное движение в России 1825 –1861гг. (1979) заслуживает внимание статья В.А. Дьякова о генезисе «русского социализма». В этой работе представлены различные точки зрения историков, на развитие идей утопического социализма Герцена. Представлены высказывания В.П. Волгина, А.И. Володина, З.В. Смирновой, И.В. Пороха, Н.М. Дружинина.

В сборнике работ Н.О. Лосского «История русской философии (1991 г.) представлена его статья «А.И. Герцен». Большое внимание автор уделяет влиянию философии Гегеля на мировоззрение Герцена.

Теория «русского социализма» Герцена стала отправным пунктом социалистических взглядов революционных народников. Этому посвящено немало исследований. Интересны работы Г.Д. Алексеевой, М.Г. Вандалковской, В.Ф. Захариной, Б.С. Интенберга, Л.М. Ляшенко, М.И. Хейфеца и др. В работах представлены теоретические взгляды революционных народников и рассказывается о революционном движении, кружках.

В работе В.Ф. Антонова «Революционное народничество» (1965) автор рассказывает о разработке основ теории и начале борьбы революционного народничества, о влиянии Герцена, о поисках путей и средств борьбы в 60 -х гг., об учениях П. Лаврова, М. Бакунина, П.Ткачева, об общем с теорией Герцена и об особенном в теориях народников.

Интерес представляют работы Ш.М. Левина «Очерки по истории русской общественной мысли «(1974 г.), А.Ф. Костина «От утопии к науке: из истории революционной мысли в России» (1984 г.), где представлены социалистические взгляды народников.

С точки зрения философского и теоретического обоснования утопического социализма заслуживают внимания работы Щипанова «Философия и социология» (1983 г.), Федоркина «Утопический социализм идеологов революционного народничества» (1984 г.), А.А. Галактионова и П. Никандрова «Идеологи русского народничества» (1965 г.). В них - анализ идей Герцена на философские и социалистические взгляды народников, роли народничества в истории революционной мысли, социалистическом идеале в идеологии революционного народничества, основах субъективной социологии идеологов революционного народничества.

Следует отметить ряд работ, которые посвящены конкретно каждому идеологу народничества, его философии и социологии. Это работы Н.М. Пирумовой «Социальная доктрина М. Бакунина» (1990 г.), В. Богатова « Философия П. Лаврова» (1972г.), А. Володина, Б. Интенберга «П.Лавров» (1981г.), А. Демиденко «П. Лавров» (1969 г.) и др.Ј43,24;34,341

Источниковая база исследования представлена работами А.И. Герцена, П. Лаврова, М. Бакунина, П.Ткачева.

В начале 40-х гг.XIX в. происходит активный процесс формирования материалистической философской Герцена. В философских работах этого периода, таких как «Дилентантизм в науке» и «Письма об изучении природы» чувствуется критический подход к гегелевской философии, самостоятельное движение герценовской мысли, связанное с его революционными устремлениями1.

В основу замысла работы «Письма об изучении природы» легла идея союза философии и естествознания. Для такого союза необходимо, по убеждению Герцена, верное решение вопроса об отношении мышления к бытию и вопроса о методе научного мышления.

Работы «Письма из Франции и Италии» и «С того берега» посвящены взглядам Герцена на революцию 1848-49 гг. во Франции и Италии2.


Случайные файлы

Файл
178402.rtf
145839.doc
29302-1.rtf
183403.rtf
61991.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.