Национальный вопрос в современной России. Вторая чеченская война (58217)

Посмотреть архив целиком

Московский государственный институт международных отношений

(Университет) МИД России

Кафедра Международной Журналистики












Информационно-аналитическая справка по современной политической истории России (1985 - 2007)

Тема: «Национальный вопрос в современной России. Вторая чеченская война»


Выполнил: Слушатель факультета

Базовой подготовки,

3-й академической

группы Луговой С.Д.

Научный руководитель:

к.и.н., доцент Монин С.М.





Москва - 2007


План


Введение

1. Причины возникновения межнациональных конфликтов

2. Вторая чеченская война

2.1 Начало чеченского кризиса

2.2 Правление масхадовского режима

2.3 Чечня – база международного терроризма

2.4 Начало второй чеченской кампании

2.5 Последствия конфликта

Вывод

Библиография



Введение


В современном мире, где термин «международный терроризм» прочно вошел в обиход, и где вооруженные столкновения вспыхивают повсеместно, тема конфликтов, являются ли они социальными, политическими, или какими-либо еще, очень важна. В России, которая всегда была многонациональной страной, были и остаются актуальными отношения между различными народами, населяющими ее огромную территорию. Однако национальный вопрос в современной России мало исследован, так как данной проблемой стали серьезно заниматься лишь только после распада СССР.

Межнациональные конфликты, наряду с международным терроризмом, а часто второе как следствие первых, являются на сегодняшний день важнейшей проблемой во всем мире, и, конечно, в России. Северо-Кавказский регион, Чечня, политический конфликт в которой давно вышел за рамки только политического, беженцы, легальные и нелегальные мигранты из стран СНГ, особенно из кавказских стран и Центральной Азии – все это открытые очаги конфликтов.

Москва, как огромный мегаполис с миллионным населением, в первую очередь сталкивается с проблемой незаконных мигрантов, так называемых «гастрбайтеров», людей, которые приезжают в надежде заработать или хотя бы пожить лучше. В первую очередь, в Москву едут жители республик бывшего советского союза. Чаще всего приезжают из экономически слаборазвитых – Молдавии, Узбекистана, Туркменистана; из стран, где до сих пор не утихли военные конфликты – Таджикистана, Армении, Грузии и т.д. Естественно, что приезжие сталкиваются в городе с многочисленными проблемами. И наряду с жильем, регистрацией, работой немаловажным становится и вопрос взаимоотношения со скинхедами, который зачастую становится «игрой на выживание". Со скинхедами сталкиваются не только «гастрбайтеры», но и люди других национальностей, которые по тем или иным причинам живут в Москве. Неудивительно, что и многим студентам нашего института приходится сталкиваться с этой проблемой. Погромы на рынках, избиение людей, нападение на дипломатов, убийство таджикской девочки и студента-вьетнамца в Санкт Петербурге – уже не первые и очень тревожные сигналы о том, что конфликт давно вышел за рамки идеологического (каким он, в принципе, и побыть-то не успел). Типичные черты урбанизированного общества: перенаселенность, скученность, социальная несправедливость, неравенство, нестабильность, сложность социальных организаций – ведут к возникновению социально-психологического напряжения у многих людей. Постепенно накапливаясь, оно выливается в групповые взрывы агрессии, что особенно характерно для рассматриваемых нами межнациональных конфликтов. Примером могут служить недавние ситуации в Кондопоге и Олонце, где возник конфликт между чеченцами и русскими.



1. Причины возникновения межнациональных конфликтов


Как уже было сказано выше, кроме нелегальных мигрантов, со скинхедами сталкиваются и представители других социальных кругов – различных диаспор, проживающие в Москве и других крупных городах России. Проблема национальных диаспор является, и новой для России, и чрезвычайно важной. Это, с одной стороны, проблема нерусских диаспор и социальные конфликты с россиянами на территории РФ, а с другой стороны, проблема русских диаспор на территории других государств. Миллионы советских людей, проживающих на территории РФ, до распада СССР считали себя украинцами, грузинами, армянами, латышами и т.д. После образования на их территориях независимых и нередко националистических государств они с формальной точки зрения стали некоренными. Но психологически и культурно считают себя частью россиян: их предки жили в России, участвовали в развитии российского государства и общества, делили вместе с ним успехи и невзгоды.

В советской России проблемы национальных диаспор не было: все они имели свои национальные республики. Теперь наша страна столкнулась с ней лицом к лицу. Интеграция многочисленных (особенно в Москве) диаспор в духовную, политическую, экономическую жизнь России, увеличение численности чеченской, азербайджанской, армянской и других диаспор ставит ее в повестку дня центрального и регионального руководства России. В местах компактного проживания иноязычного населения (Москва, Петербург и др.) периодически возникают конфликтные ситуации и социальная напряженность.

Для инонациональных диаспор России главными являются проблемы, которые раньше, в советское время, не существовали: сохранение собственного языка, традиций, культуры, представительство в органах власти, бизнесе и т.д. Сейчас это внутреннее дело этих диаспор, которое решается не всегда правовым способом, что стимулирует развитие криминогенной ситуации в стране. Существует неявная практика отказа людям другой национальности в приеме на работу, в организации бизнеса, в преследовании в случае криминальной разборки и т.п.

С древнейших времен диаспоры играли большую роль в развитии обществ. Представители диаспор находятся на чужой земле, поиски безопасности вызывают у них повышенное стремление к успеху и личным достижениям. При этом они меньше коренных жителей считаются с существующими традициями и предубеждениями, ограничивающими их активность. «Чужаки» не подчиняются новому окружению, а развивают в себе способности, о которых у себя на родине даже не подозревали. Они дополняют сложившееся на новой родине разделение труда и добиваются успеха. Известно, что большинство китайских кули, привезенных для работы на плантации Малайи, стали миллионерами. То же происходит в РФ с армянской, азербайджанской, чеченской и иными диаспорами: они становятся не только причиной новых социальных конфликтов, но и прогресса в экономике России.

Коренное население относится к эмигрантам с подозрением, так как в его сознании негативные последствия прогрессивных преобразований и разрушение привычных ценностей и стереотипов поведения связываются с деятельностью чужаков. Увеличение темпов формационного развития не позволяет коренному простонародью в своей массе адекватно к нему приспосабливаться, в отличие от эмигрантов, имеющих для этого значительно более сильные мотивы. Возникает ненависть к чужакам, более сильная, чем к "своим" олигархам. Поэтому не случайно требования национального достоинства, социального обеспечения, экономического развития часто направляются против эмигрантов, даже и российских. Миграцию не славянских этнических групп трудно скрыть. За прошедшие после распада Советского союза 14 лет миграция увеличилась. Диаспоры выросли, многие в 10 раз: грузинская с 25 до 70 тыс., армянская с 50 тыс. до 500 тыс., азербайджанская – почти до миллиона. В то же время (после распада СССР) в России формировалась новая общность – людей, считавших себя россиянами. При этом, несмотря на распад союза, Россия остается многонациональной страной. Автономные округа и республики ищут новые пути встраивания в систему страны.



2. Вторая чеченская война


2.1 Начало чеченского кризиса


Чеченский кризис - явление сложное, многофакторное. Многие из его составляющих сегодня пока еще трудно оценить объективно. Вообще у таких событий не может быть однозначного толкования, у каждого его участника своя правда. Вместе с тем нынешняя степень изученности проблемы позволяет сделать ряд выводов. Августовские события 1991 г. в Москве, последовавший затем распад СССР, предоставили многонациональному народу ЧИР уникальный шанс сменить режим коммунистической бюрократии на демократическую систему власти конституционным путем, определить посредством референдума статус республики, найти приемлемую форму взаимоотношений с РФ, тем самым постепенно обрести реальную экономическую и политическую самостоятельность в рамках обновленной федерации.

Однако такой вариант решения проблем власти и суверенитета, предложенный демократической общественностью Чечни, не устраивал определенные политические силы в Москве и в самой республике. В результате Дудаев и силы, стоявшие за ним, сделав ставку на капитал теневой экономики, радикализировав идею суверенитета, при поддержке маргинальных слоев населения, захватили власть.

В чеченских событиях отразились противоречивые социально-экономические и политические процессы. С одной стороны, исторически обоснованное стремление чеченского народа к самоопределению, с другой – борьба социальных низов за равенство и социальную справедливость. Трагедия Чечни состоит в том, что на волне общедемократического и национального движения к власти прорвалась маргинальная элита. В результате под флагом идеи национального возрождения, суверенитета был совершен очередной передел власти и собственности в корпоративных интересах.


Случайные файлы

Файл
102717.rtf
187026.rtf
62436.rtf
kursovik.doc
131841.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.