Крещение Муромской земли (57922)

Посмотреть архив целиком

Российский государственный университет имени И. Канта









Реферат

КРЕЩЕНИЕ МУРОМСКОЙ ЗЕМЛИ






Выполнил:

Студент I курса

Исторического факультета

Специальности история









Калининград 2009г.



Крещение Муромской земли


Город Муром являлся центром небольшой восточной области Руси, расположенной в нижнем и среднем течении Оки и населенной преимущественно муромой — угро-финским народом, близким мордве, а также славянами — выходцами из кривичских земель.

Об обращении в христианство Владимиром Святославичем населения Муромской земли рассказывается в двух летописях — Никоновской и Воскресенской. Согласно Никоновской летописи, князь Владимир крестил Муромскую землю, по Воскресенской — только жителей города Мурома.

Однако до нашего времени дошло «Житие князя Константина Муромского» составленное, как считают исследователи, в XVI столетии. В нём честь обращении муромцев в христианство приписывается князю Константину Святославичу и его сыновьям Михаилу и Федору. «Житие Константина Муромского» — сложный источник. Его составитель, по мнению ученых, использовал древние правдивые предания о борьбе христианства и язычества в Муромской земле. При этом он пытался по-своему, неумело истолковывать отдельные исторические реалии, внося тем самым путаницу в своё произведение. Так, например, в самом начале рассказа он заявил, что название «Муром» произошло от каменных и мраморных стен, которыми был окружен древний город. Рассказ о том, как происходил акт крещения муромцев, в большой степени является сходным с рассказом «Повести временных лет» о крещении киевлян и вызывает подозрение, что он заимствован автором из летописи, хотя, быть может, крещение во всех русских областях происходило примерно одинаково, а отсюда и сходство описанных ситуаций.

В житии говорится, что князь Глеб Владимирович, получив благословение от своего отца Владимира, «поиде... ко граду Мурому и став под градом, и в Муроме граде неверные люди многие исполчишася и укрепишася, и стояв под градом Муромом и отиде. И невернии людие князю Глебу не здашася, и благоверный князь Глеб тех неверных людей не одолев, от града Мурома отиде 12 поприщ и жит ту... в пределах муромских два лета».

Но возникает новый вопрос: а существовал ли город Муром в конце Х-начале XI в.? «Повесть временных лет» отвечает на этот вопрос утвердительно. Впервые этот город в ней упомянут под 6370 (862) г.

Но археологические изыскания, проводившиеся в Муроме, позволили Е.И. Горюновой заметить, что в VIII—IX вв. на территории современного города существовали лишь селища открытого типа. «Наличие языческих кладбищ муромы в центре современного города, — писала исследовательница, — является очевидным свидетельством того, что до XI в. Муром ни в какой мере не был русским городом... в IX и даже в начале XI в. на месте Мурома был ряд муромских деревянных поселков». Горюнова считает, что князь Глеб получил от отца в держание не город Муром, а землю, населенную муромой. В ней он создал крепость, возле которой стали селиться сельские ремесленники. «С начала XI в. в культурном слое Мурома появляются вещи, которые, бесспорно, могут быть связаны со славянским населением, появившимся здесь не ранее этого времени». «Житие Константина Муромского» сообщает, что первоначально Муром был расположен «не на том месте, где ныне есть, но был негде в том же граде, отстояние имея немного от нынешнего града».

Перенесение города на другое место могло стать причиной того, что археологи не нашли древнего Мурома. Кроме того, древний город IX—X вв. вряд ли был обширным поселением, на котором проживала знать и к которому примыкали посады, населенные ремесленниками и торговцами. Он мог быть просто укреплённым городищем - убежищем, куда окрестное население стекалось только во время опасности. Потому его и обнаружить очень трудно, если вообще возможно. Во всяком случае то, что археологи не нашли Муром — город IX—X вв., не означает, что он тогда не существовал. Автономные источники — летопись и житие утверждают обратное, и нет оснований им не верить.

Из «Жития Константина Муромского» можно заключить, что Глеб княжил в Муромской земле в 1013 (1011)—1015 гг., после чего ушел в Киев. Примерно те же даты дает нам и «История Российская» В.Н. Татищева, если мы учтем ее оригинальные материалы, помещённые под 6518 (1010) г.: «Преставися в Новеграде Вышеслав, сын Владимиров. И дал Владимир Новгород Ярославу, а Борису Ростов, Ярославлю отчину, Глебу, брату его, —Муром, отчину Борисову, той бо пребываше при отце неотлучно». По В. Н. Татищеву, до 1010 г. Муромская земля принадлежала Борису, но он там не жил, а находился в Киеве при отце; после смерти Вышеслава произошел передел княжеских владений, в результате которого Глебу достался Муром. Глеб мог не сразу поехать на княжение в Муромскую землю, а через два-три года, поэтому датировка его пребывания там сомнений не вызывает. Следовательно, столкновение Глеба с «неверными» муромцами имело место в 1013(1014)—1015 гг.

Далее в житии говорится, что после смерти Владимира Святославича, Бориса и Глеба (все трое умерли в 1015 г.— в июле — сентябре) «невдале рода того же великаго князя Владимира и не по мнозех летех благоверный князь Константин Святославичь и с ним сынове его князь Михаил и князь Феодор, поиде из Киева ко граду Мурому, и прииде под град Муром, и во граде Муроме невернии людии исполчишася со многими людьми, и бысть у них сеча велика под градом Муромом и убиша у благовернаго князя Константина сына его большаго благовернаго князя Михаила. И прииде на них страх господень и ужас и милостию божею благоверный князь Константин с сыном своим князем Феодором град Муром взял и неверных людей во граде Муроме укрепил и утвердил бесстрашно, и воздвиг собором святым в старом городищи первоначальный храм Благовещения пречистей Богородицы и сына своего благовернаго князя Михаила у Благовещения пречистыя Богородицы положил...».

Далее в житии говорится, что потерпевшие поражение муромцы «вжаждаша... святаго крещения, и бог сотвори хотение их». Из источника не ясно, почему жители города, только что оказавшие яростное сопротивление князьям-крестителям, вдруг внезапно захотели стать христианами. Ниже в житии сообщается, что князь Константин в один из дней потребовал от муромцев выйти на Оку креститься, иначе он будет считать их своими врагами. Этот текст логично увязывается с рассказом о взятии Мурома князем Константином. Муромцы потому были вынуждены выйти на реку Оку креститься, что Константин угрожал им репрессиями, а не из-за того, что они «вжаждали» стать христианами. Фраза о желании муромцев креститься является неудачной вставкой позднейшего составителя в древнюю повесть об обращении в христианство жителей Мурома. После крещения жителей города князь Константин «повеле же людем ставити церкви святыя по всему граду и весям, и сам воздвиг первоначальную церковь во имя пречистой Богородицы, честнаго и славнаго её Благовещения, и честными иконами украсив и памяти во святых церквах творяще, пением и молитвами праздноваше светло праздники градския; и воздвиг второй храм во имя страстотерпец Бориса и Глеба и устроил у их храма епископа...». Князь Константин Святославич до самой своей смерти жил в Муроме и был похоронен у церкви Благовещения рядом со своими сыновьями.

После его смерти борьба язычников и христиан в Муромской земле продолжалась: «По преставлении же благовернаго великаго князя Константина многим летом минувшим и по запустении града Мурома от неверных людей прииде в Муром град благоверный князь Георгий Ярославичь и постави двор себе в Муроме, такоже и бояре его и вси купци муромскии, и церкви обновив и очистив...».

Только после этого муромцы отошли от язычества и христианство более или менее прочно утвердилось и Муромской земле. В одной из редакций жития так изображается победа христианства над язычеством в Муроме: «Тем же пересташа рекам и озерам требы класти, дуплинам деревянным ветви и убрусцем обвешивати и им поклонятся, все престаша. И кладязям и потокам поклоняющейся, очныя ради немощи умывающемся и сребренники в их поверзающии, все престаша. Где коня закалающии и по мертвых раменная властения древолазная с ними в землю погребающий, и битвы и кроения и лиц натрескания творящий?» Можно ли доверять всем этим сообщениям жития? Нам представляется, вполне. Какой смысл имело спустя много столетий выдумывать все эти события? Чтобы унизить жителей Мурома? Но зачем это нужно было делать? С 1392 г. Муром входил в состав Московского государства, и из документов не видно, чтобы его население находилось в какой-либо оппозиции к Москве. Житие явно составлялось каким-то местным муромским автором в целях выявления и возвеличивания местных муромских святых — князя Константина Святославича и его сыновей. Автор использовал при его составлении какой-то весьма древний источник, быть может, записи при одной из муромских церквей, а также добавил в житие кое-что от себя. Последнее легко устанавливается при анализе памятника.

Но когда происходили все описанные выше события?

Многие исследователи пытались ответить на этот вопрос. Они стремились увязать имена упомянутых в житии князей с теми князьями, которые нам известны по летописям.

Так, например, Д. И. Иловайский считал, что Константин Святославич жития соответствует Ярославу Святославичу, муромскому князю, внуку Ярослава Мудрого, управлявшему Муромской землей в начале XII в. Поэтому и водворение христианства в Муром он относил также к началу XII в. Его гипотеза вызвала возражение у М. Н. Тихомирова, который резонно заметил, что христианским именем Ярослава Святославича, как нам известно из «Путешествия игумена Даниила по Святой земле в начале XII в.», было Панкратий, а не Константин.

К.К. Истомин и Е.Е. Голубинский (последний считал рассказ о крещении муромцев, помещенный в житии, пустым вымыслом) полагали, что жители Мурома были обращены в христианство в конце XI в. Авторы «Спутника по Владимиру и городам Владимирской губернии» относили крещение муромцев к концу XII — началу XIII в., поскольку, по их данным, Константин Святославич умер в 1205 г. Н. Серебрянский, ссылаясь на одну из редакций жития, где были проставлены даты смерти Константина и его сына Федора, и полагая, что они соответствуют действительности, высказывал мнение, что крещение муромцев имело место лишь в ХШ в. М. П. Тихомиров также был склонен доверять конечным датам правления князей (1224 и 1232 гг.), проставленным в житии, так как «автор жития говорит о каменных досках, найденных на гробах князей, где могли быть вырезаны их имена и даты их кончины». В то же время исследователь заявил, что крещение муромцев к началу ХШ в. было уже состоявшимся фактом, а Константин Святославич был превращен в муромского апостола лишь по аналогии с Константином Великим, «вследствие чего и празднование его было положено на 21 мая, когда праздновались равноапостольные Константин и Елена».


Случайные файлы

Файл
101331.rtf
121820.rtf
72819.rtf
5071-1.rtf
38473.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.