Истоки скаутизма (57497)

Посмотреть архив целиком

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением
предметов художественно-эстетического направления»




Школьная научно-практическая конференция




Реферат на тему: «Традиции детского движения в России»







Выполнил:

Онохин Дмитрий Алексеевич,
ученик 10 «А» класса,
МОУ «СОШ № 24 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического направления».


Научный руководитель:

Крылова Ольга Валентиновна,
учитель истории и обществознания,
МОУ «СОШ № 24 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического направления».





г. Архангельск, 2009


Оглавление


Введение

Истоки детского движения

Традиции скаутов

Скауты Севера

Всесоюзная пионерская организация, имени В. И. Ленина

Заключение

Библиография

Приложения


Введение


К традициям детского движения относится пионерское и скаутское движения.

Через скаутские организации разных стран за все время существования движения (более восьмидесяти лет) прошли несколько десятков миллионов мальчиков и девочек, что говорит об огромной притягательной силе скаутинга. Здесь мы видим счастливое, а потому редкое, сочетание формы и содержания. Сочетание, в котором ни одна из сторон не может существовать обособлено, в отрыве от других составляющих.

Происходя от скаутского движения, пионерское движение отличалось от него существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическую индоктринацию детей и их воспитание в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и государству. При этом следует отметить, что по мере эволюции движения, роль наследия скаутинга в нем падала. Среди частных отличий можно указать отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек.

В современной России отсутствует массовое детское движение, что порождает массу проблем: бродяжничество, наркомания, токсикомания, воровство, а также моральное разложение членов общества, что неизменно ведет к вымиранию такого общества.

Цель этой работы состоит в том, чтобы современное общество осознало необходимость создания массовых детских движений в нашей стране. И не важно будет ли она строиться на идеологических принципах, или нет. Ведь опыт прошлого наглядно иллюстрирует нам возможные последствия нашей безответственности. Так давай те же не повторять ошибок прошлого. На них надо учиться!


1. Истоки детского движения


Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. Скаутское движение (англ. Scouting1) – всемирное детское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодежь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, неполитична, независима. Слово скаут (англ. scout2), переводится с английского, как разведчик.

В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения – Полковник Олег Иванович Пантюхов (с 1919 г. имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костер был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке. После этого скаутское движение в России начинает активно развиваться. К осени 1917 года насчитывалось до 50 тысяч скаутов в 143 городах, в основном детей буржуазных слоев общества. В это число входили и скауты Севера.

Скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. После 1917 года скаутские организации распались на красных и белых скаутов. Красные скауты эволюционировали в пионеров. Если в областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутизм придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции (многие скауты в частности были участниками антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине были арестованы ЧК и расстреляны) – то на советской территории наблюдались попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с революционной идеологией («пионерское» движение Иннокентия Жукова и «юкистское» движение – движение «юных коммунистов‑скаутов», принявших галстуки красного цвета). Едва возникнув, комсомол объявил войну скаутизму (включая юкизм), видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился ко всем этим формам. Уже на съезде РКСМ в 1919 году было принято решение о роспуске скаутских отрядов. Скаутизм был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением.

Особенно усилились гонения с начала 1922 года, когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутизма. После этого скаутские организации в Советской России были запрещены. С ребят - скаутов срывали символику, «прорабатывали» на собраниях; пионеры избивали их и доносили на них в ОГПУ. Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 года, когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Слет был разогнан, а организаторы арестованы. В 1923 году был распущен последний скаутский отряд в России. Только за рубежом, в среде эмигрантов из России, продолжали существовать организации, сохранявшие традиции русского скаутизма. В апреле 1926 года произошли массовые аресты скаутов, скаутских руководителей.

В результате, в СССР осталось только пионерское движение, которое было построено на основе скаутинга. Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС) под руководством Пантюхова. Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии, Южной Америке, Северной Америке.


2. Традиции скаутов


2.1 Скаутский метод.


Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Составляющая метода – воспитание через дело. Воспитание скаута строится на его личном опыте, на основе уникального «Я», вовлеченного в практическую деятельность, «Обучение посредством делания – вот лозунг, полнее всего суммирующий современные попытки связать детей с действительной жизнью» - эти слова американского философа Д. Дьюи очень точно выражают суть метода. Кроме чисто практической значимости в приобретении тех или иных навыков или умений, скаут в деятельности познает окружающий мир, его материальную и духовную стороны и дает им свою оценку. Метод определяется как система прогрессивного воспитания (точнее сказать, самовоспитания) через Обещание и Закон, воспитание делом, работу в микрогруппах, развивающие и стимулирующие программы. Не случайно в определении Метода использовано слово СИСТЕМА, ибо только сложный, взаимообусловленный комплекс всех упомянутых отдельных составляющих образует единое понятие – СКАУТИНГ. Отрыв элементов системы друг от друга разрушает ее и превращает скаутинг в не - скаутинг.


2.2 Скаутские законы и Скаутское обещание.


Один из принципов скаутского метода - жизнь на основе обещания и скаутских законов. Давая Обещание, вступая в скауты, ребенок добровольно принимает на себя важные обязательства (Долг перед Богом, миром, страной, людьми, собой), которые будут определять его дальнейшую жизнь («Честным словом обещаю по мере сил моих выполнить свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам российских скаутов - разведчиков»). Законы скаута (рекомендует 10 положений) представляют собой определенный кодекс поведения, этики, всего образа жизни. Давая Обещание соблюдать закон, скаут тем самым берет обязательство развивать в себе и те нравственные качества, которые выражены в пунктах Закона: честность, верность, дружелюбие, полезность людям, вежливость, послушность, бодрость, жизнелюбие, бережливость, чистоту мыслей, тактичность, уважение образа мыслей и права собственности. Для скаутов положения Закона сформулированы сообразно их возрасту. И для маленьких скаутов, «волчат», существует свой, более простой, понятный текст: «Всегда делать все возможное, думать сначала о других и делать каждый день доброе дело», а «бобрята» вообще не имеют своего особого Закона. Просто вожатый должен неформально, учитывая их возраст, донести до детей суть понятий Закона скаутов.


2.3 Атрибуты и символы движения.


Большое воспитательное значение имеют атрибуты и символы движения. Прежде всего, это эмблема (знак) – знак главный символ скаутского движения. Скаутская эмблема – лилия (трилистник). Лилия стала символом Скаутинга с момента его зарождения. Существует несколько объяснений того, что она обозначает. Во-первых, лилия напоминает стрелку компаса, указывающую на Север, то есть вперед и в верном направлении. Во-вторых, три ее лепестка говорят о трех скаутских обещаниях. В-третьих, при известной фантазии она выглядит как рыцарский меч и как крест рыцарского Ордена, что напоминает нам кодекс чести рыцаря. У русских скаутов на лилии изображен Святой Георгий Победоносец, поражающий злого дракона, под лилией - выгнутая в виде улыбки ленточка с девизом «Будь готов!», что требует от скаута постоянной бодрости духа. Две звезды на лепестках лилии символизируют стремление к знаниям и правде, а канат, окружающий цветок и завязанный рифовым узлом, всемирное братство скаутов. Очень важны и цвета движения, также отраженные в эмблеме, - белый и лиловый: чистота, лидерство, помощь.


Случайные файлы

Файл
43638.rtf
48037.rtf
57603.rtf
sverh_new.doc
55234.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.