Кыргызы Среднего Енисея под властью монголов (55620)

Посмотреть архив целиком

Кыргызы Среднего Енисея под властью монголов

Скобелев С. Г.

Монгольское завоевание в XIII в. серьезно сказалось на всех сторонах жизни енисейских кыргызов. Период после завоевания и вплоть до прихода русских людей в Сибирь в их истории называют темным временем. Данное определение связано, в первую очередь, с тем, что этот период истории почти не освещен в письменных источниках. Отсутствие каких-либо сведений может говорить о чрезвычайно сложных условиях, в которых в послемонгольское время находился народ, широко известный в ряде письменных источников эпохи развитого средневековья (История Хакасии, 1993, с. 66–131). Поэтому каждое свидетельство по данному периоду истории енисейских кыргызов является чрезвычайно важным. Основными источниками для этого в настоящее время могут быть данные археологии, поскольку появления каких-либо новых сведений письменных источников в настоящее время ожидать не следует. В связи с этим, археологические исследования памятников енисейских кыргызов эпохи позднего средневековья и начала нового времени приобретают особое значение. В результате раскопочных работ археологического отряда Новосибирского государственного на ряде поздних могильников по Енисею и Абакану получен ряд интересных материалов, в том числе относящихся к периоду пребывания енисейских кыргызов под властью монголов. Так в ходе изучения кургана № 4 в составе могильника эпохи развитого и позднего средневековья Койбалы I нами были обнаружены (вместе с некоторыми иными сопровождающими деталями) четыре накладки на пояс, выполненные из камня, что вызывает серьезный интерес в связи с чрезвычайной редкостью таких находок для эпохи средневековья в Сибири.

Могильник Койбалы I находится на правом берегу р. Абакан у с. Койбалы Бейского района Хакасии в распадке, на вершинах и склонах гребней возвышенности, тянущейся параллельно долине реки. Большинство погребений расположено цепочкой в направлении запад-восток в ложбине распадка, со дна которой открывается лишь ограниченный обзор на долину реки. Несколько из более чем 30 погребений могильника расположены на вершине южного гребня возвышенности и ее южном склоне. Лишь один объект (курган № 4) расположен на небольшом увале по южному склону северного гребня возвышенности. Топографические условия нахождения памятника в целом характерны для енисейских кыргызов в период развитого и позднего средневековья.

Местные жители никакого представления о могильнике не имеют и не считают его объекты погребениями. Ко времени раскопок на части площади памятника находилась летняя стоянка чабанов. Внешне могильник выглядит как ряд небольших, пологих, средне задернованных кольцевых выкладок и округлых насыпей-набросок из обломков плит девонского песчаника и щебня, ясно различимых лишь с близкого расстояния и находящихся достаточно близко друг от друга. Внешний вид объектов также соответствует общепринятому представлению о конструкции погребальных памятников енисейских кыргызов и их кыштымов, сооружавшихся вплоть до конца эпохи позднего средневековья.

Всего нами из состава данного могильника было раскопано 24 объекта, содержавших погребения по обрядам трупосожжения и трупоположения. Получен обширный вещевой материал, в основном, датируемый монгольским и так называемым послемонгольским временем, т. е., XIII-XV вв. (и, возможно, более поздним). Набор погребального инвентаря, в основном, соответствует имеющимся представлениям о материальной культуре енисейских кыргызов и их кыштымов (подчиненного населения) в период развитого средневековья и более позднего времени (Скобелев С. Г., 1988, c. 4–18).

Интересующий нас курган № 4 был расположен не по дну ложбины распадка, или на южном гребне возвышенности и его склоне, как большинство объектов могильника, а единственный на внутреннем склоне северного гребня возвышенности, составляющего распадок. Представляет собой округлую пологую кольцевую выкладку из обломков плит девонского песчаника. Дерн был очень слабым, частично раздутым ветром и прямо в нем между камнями выкладки были обнаружены высыпанные сюда когда-то и частично перемещенные, видимо, под действием природных факторов остатки трупосожжения: мелкие фрагменты кальцинированных костей человека, угли, а также предметы погребального инвентаря — три железные шарнирные накладки, видимо, на пояс человека или ремни сбруи, три железных гвоздя разных размеров, две скобы неясного назначения (вероятно, детали седла), фрагмент бронзовой рамчатой овальной пряжки с частью щитка, небольшой трехперый наконечник стрелы с черешком, имеющим конусообразную винтовую нарезку как у шурупа, четыре каменные накладки, видимо, на ремень пояса, а также фрагмент тонкой бронзовой пластинки — упора, вероятно, сопутствовавшего одной из этих накладок прямоугольной формы (рис. 1, 1–15). Рядом с курганом № 4 на площади небольшого выдува среди скопления обломков плит песчаника на расстоянии менее одного метра от полы выкладки основного объекта был поднят предмет из серебряной проволоки, внешне напоминающий серьгу (рис. 1, 16). Место обнаружения данного предмета находится к востоку от основного сооружения и можно предположить, что он (небольшого размера и легкий) попал сюда из кургана в результате действия сильных западных ветров, господствующих в этой местности. Часть железных вещей из кургана была слабо обожжена в погребальном огне и подверглась заметной коррозии. Судя по погребальному обряду, можно уверенно сказать, что данный объект сооружен енисейскими кыргызами.

Из числа предметов погребального инвентаря кургана № 4 наибольшими датирующими признаками, благодаря своим специфическим формам, обладают три шарнирные накладки на ремни (рис. 1, 1–3). И хотя абсолютно точных аналогов им в памятниках енисейских кыргызов пока не отмечено, близкие формы таких накладок имеются (Кызласов И. Л., 1983, с. 60). В связи с тем, что попытки проведения весьма дробной хронологии вещей из погребений кыргызов по специфике их отдельных деталей уже проводились, а данные накладки по особенностям элементов своего оформления (своеобразные очертания и пропорции составных частей, полное отсутствие следов характерных для енисейских кыргызов орнаментации и посеребрения внешних поверхностей подобных изделий) не входят ни в один из предложенных этапов аскизской культуры, то точное определение их временной принадлежности — вплоть до десятилетий, затруднено. Тем не менее, ясно, что по своему облику, конструктивному принципу и оформлению отдельных деталей (например, окончаний) они принадлежат енисейским кыргызам и относятся уже явно ко II тыс. н. э. (не ранее XIII в.). Часть других вещей, происходящих непосредственно из кургана — скобы и гвозди, имеют весьма широкий диапазон бытования и какими-либо особенностями хронологического характера не обладают (рис. 1, 4–8).

Большинство же из найденных предметов не имеет аналогий в памятниках енисейских кыргызов на данной и ряде соседних территорий. Это можно сказать в отношение наконечника стрелы, серебряного предмета и каменных накладок, фрагмента бронзовой пряжки необычного для кыргызских памятников начала II тыс. н. э. вида. Так железный трехперый наконечник стрелы (рис. 1, 9) выглядит совершенно необычным для известных материалов данной эпохи, особенно его оригинально выполненный черешок, что делает и весь образец уникальным для вещевого комплекса периода позднего средневековья в Южной Сибири (Худяков Ю. С., 1986, с. 209–216; Кызласов И. Л., 1983, с. 38). Ничего подобного не имеется и в памятниках эпохи средневековья в целом в Сибири. Точных аналогов изделию в виде кольца из серебряной проволоки с заостренными сомкнутыми концами (рис. 1, 16) также не известно; лишь в Томском Приобье в одном из позднесредневековых погребений был найден предмет, названный серьгой (к сожалению, материал изготовления не указан), своей формой частично напоминающий его (Плетнева Л. М., 1990, с. 66, рис. 49).

Каменные накладки на пояс (одна в виде прямоугольника, две в виде щитка и одна — самая маленькая — в виде сердечка) выполнены из нефрита (точнее, жадеита) и имеют бело-молочный и зеленоватый цвет. Считается, что естественным должен быть зеленый цвет, а бело-молочный (т.е., трансформация в альбит) мог быть приобретен после пребывания в огне (определения выполнены в институте геологии и геофизики Сибирского отделения РАН). Сохранность их хорошая — лишь на одной из щитовидных накладок имеется слабая трещина, а на другой, выполненной в виде сердечка и, видимо, наиболее сильно обожженной, имеются следы крошения на тыльной и торцевой поверхностях. Камень обработан весьма качественно: все накладки имеют ровную гладкую поверхность, ровные (прямоугольные) края обрезов, правильные очертания, тщательно отделанные отверстия, у которых на обратной стороне даже аккуратно сняты фаски. На накладке, имеющей форму прямоугольника (близкого к квадрату), по лицевой поверхности от края до края прочерчены две ровные параллельные бороздки, одна из которых проходит по краям отверстий для заклепок; на обратной стороне накладки в ее средней части в толще камня имеется небольшая выемка прямоугольной формы с ровно прорезанными краями. Две одинаковые щитовидные накладки имеют по три сквозных отверстия для заклепок, прямоугольная — четыре и накладка в виде сердечка — два отверстия (рис. 1, 11–14). В последней в одном из отверстий с тыльной стороны сохранилась часть бронзовой заклепки, при помощи которой накладка могла крепиться на ремень. В других накладках следов заклепок в отверстиях не сохранилось. В погребении обнаружен фрагмент тонкой бронзовой пластинки, первоначально имевшей, видимо, прямоугольную форму. В одном из ее углов хорошо сохранилось отверстие круглой формы, а в другом — более поврежденном, лишь следы разорванного аналогичного отверстия (рис. 1, 15). По своим форме, размерам и расположению отверстий данный бронзовый предмет в сохранившейся части полностью соответствует самой крупной (прямоугольной) каменной накладке. Видимо, накладки крепились на ремень при помощи заклепок, которые на обратной стороне пояса для большей надежности закреплялись на таких металлических пластинах-упорах.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.