Взятие Юпы

Папирус Харрис 500; датируется тем же временем, что и «Обреченный царевич», но время действия отнесено к царствованию Менхеперры, иначе Тутмоса III, величайшего завоевателя XVIII династии (XV в. до н. э.). Начало текста сильно повреждено, однако ясно, что герой сказки Джехути заманил правителя Юпы в свой стан и захватил его. Взятие города Юпы осуществляется хитростью, напоминающей предание о троянском коне. Перевод сделан с той же иероглифической транскрипции А. Гардинера.


Примечания:
Нумерация строк в переводе соответствует египетскому тексту. Многоточием в прямых скобках обозначены пропущенные места, текст которых разрушен или не поддается расшифровке.


1.1

[...] сто двадцать сирийских воинов [...] как и корзины [...]

1.2

для Джехути [...]

1.3

войско фараона, — да будет он жив, невредим и здрав! [...] их лица [...] И через час они были пьяны. Джехути сказал правителю Юпы [...]

1.4

[...] с моей женой и детьми в твой город. Пусть войдут с ними вместе сирийские

1.5

воины и кони, и пусть дадут им есть, или же пусть один апр сопровождает

1.6

[...] каждого из них. И дали им кров и пищу.

1.7

[...] царь Менхеперра, — да будет он жив, невредим и здрав! Пришли доложить об этом Джехути.

1.8

Враг из Юпы сказал Джехути: «Мое желание — взглянуть на великую палицу царя Менхеперры1, — да будет он жив, невредим и здрав! —

1.9

имя которой — [...] Прекрасная. Клянусь душой царя Менхеперры, — да будет он жив, невредим и здрав! — она твоя сегодня в твоих руках [.........

1.10

...] принеси ее мне». И вот как поступил Джехути: он принес палицу царя Менхеперры

1.11

[...] в его одежде. Встал Джехути перед врагом из Юпы и сказал: «Взгляни на меня, враг из

1.12

Юпы! Вот палица царя Менхеперры, — да будет он жив, невредим и здрав! — грозного льва, сына богини Сахмет, Амон наделил его

1.13

своею силой». И поднял он руку и нанес удар в висок врагу из Юны. И враг из Юпы упал [..................

2.1

...] перед ним. Джехути приказал надеть на него ярмо и связать кожаным ремнем

2.2

[...] поверженного врага из

2.3

Юпы. И привязали к его ногам медный груз весом в четыре немсета. И Джехути приказал

2.4

доставить двести корзин, которые загодя повелел сплести, и приказал спрятать в них двести воинов.

2.5

И вот полны руки воинов веревками и ярмами, и опечатаны корзины

2.6

печатью. И дали людям в корзинах также их сандалии

2.7

и оружие [...] И отрядили отборных воинов — всего пятьсот человек — нести корзины.

2.8

И сказали им: «Когда войдете в

2.9

город, откройте корзины, выпустите товарищей своих. И вы захватите всякого человека в городе и свяжете его

2.10

без промедления». И вышли сказать возничему врага из Юпы:

2.11

«Твой господин говорит: «Иди скажи своей госпоже: «Ликуй! Бог Сутех отдал нам в руки Джехути, жену его и детей его!

2.12

Лик мой отнял у них свободу». Так скажи ей про эти двести корзин, полных людьми,

2.13

веревками и ярмами». И возничий отправился впереди отряда, чтобы порадовать сердце своей госпожи,

2.14

сказав: «Мы захватили Джехути! И открыли врата города перед отрядом Джехути,

3.1

и воины вступили в город. Они

3.2

выпустили своих товарищей и захватили

3.3

город, — юных и возмужалых, — и наложили

3.4

на всех узы и ярма без промедления. Так могучая длань

3.5

фараона, — да будет он жив, невредим и здрав! — захватила вражеский город.

3.6

А Джехути лег спать, отписавши сперва в Египет

3.7

царю Менхеперре, — да будет он жив, невредим и здрав! — своему владыке:

3.8

«Да возликует сердце твое — отдал в твои руки Амон, твой благой отец, врага

3.9

из Юпы, и всех его людей, и город его.

3.10

Присылай за пленными

3.11

и добычею, и да наполнишь ты дом отца твоего Амона-Ра, царя богов,

3.12

рабами и рабынями. И да будут они повержены под стопы твои

3.13

навеки !» (Колофон.) Доведено сие прекрасно до конца

3.14

ради души искусного своими пальцами войскового писца [...]


Использованная литература

«Повесть Петеисе III», Древнеегипетская проза. Перевод с древнеегипетского, вступительная, статья и комментарии М. А. Коростовцева. Тексты подготовлены К. Н. Жуковской. «Художественная литература», М., 1978 г.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.