Лекции по Истории мировых цивилизаций (55244)

Посмотреть архив целиком

Лекции по Истории мировых цивилизаций ХГУ им. H.Ф. Катанова (Абакан)


СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЯ


От прошлых покалений мы получили духовное наследство, которое пополняем с

учетом собственного опыта, это знание законов, развитие природы и общества

(наука), эмоциональное восприятие происходящего (культура), свод правил обще-

ния (нравственность), идеалы и мотивы деятельности (идеология и религия), спо-

собы и формы передачи духовного наследия от покаления к покалению (образова-

ние).


ТРИ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДА К ЗАГАДКЕ ИСТОРИИ


1.Деятельность множества людей, приследующих свои эститические цели.

2.Ход истории, судьба каждого народа, каждого народа заранее предопредили-

на в большенстве провидением или неумалимым роком.


Существует 5-ть формаций: первобытнообщинный, рабовладельческий, фео-

дальный, капиталистический, каммунистический.

Существуют более крупные. Выделяются 3-и большие формации: 1)первичная (ар-

хаическая, доклассовая), 2)вторичная (антогонистический класс), 3)коммунисти-

ческая (неклассовая).

До появления письменности первобытно-общинный строй.

Археология, этнография - культура, историческая антропология - о биологи-

ческих особенностях человека, архиозоология - ископаемых животных, архиобота-

ника - о растениях.

Либерализм выдвинул новые центральные понятия исторической науки "цивилиза-

ции" (представление о развитии человеческой личности и разума, смягчение нра-

вов, возможность разрешения конфликтов путем диалога и компрамисса, это граж-

данское общество, как форма общественного контроля за государственной властью,

это прогресс науки, промышленности, благосостояния людей).


МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - система связей между странами мира, основана на либе-

ральных ценностях, на общем рынке сырья, продуктов и знаний, создающих у

людей в разных странах сходное представление о целях и задачах человечес-

тва и опредиляющем наличие у этих стран общих интересов, побуждающих к

диалогу.


ЛОКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - большие регионы земли национального или преднацио-

нального уровня, существенно отличные от других по направлению социально-

культурного развития идеала и мировоззрения, и взаимодействуют друг с

другом как особые блоки региональной структуры мировой истории (Индия,

Китай, Арабский мир, Россия). Поээт в большенстве теорий цивилизаций 20

века у Вебера Н.М., Карла Ясперса, А.Тоньби, Л.Февра, Ф.Броделя, О.Шпен-

глера, Т.Сорокина.


Понятие "локальная цивилизация" схоже с понятием "национальная культура".

История цивилизации занята изучением основопалагающих идеалов, которые пре-

дают культуре целостность проявления этих идеалов. История цивилизаций изу-

чает формы и степень универсализации национальной культуры - это способность

стать организующей силой нового наднационального (цивилизационного) единства в

государственной жизни, экономики, жуховной жизни. История цивилизаций изучает

борьбу локальных цивилизаций за доминирование в мире, формы их взаимодействия,

культурное заимствование друг у друга.



ОСЕВАЯ ЭПОХА "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ" КАРЛА ЯСПЕРСА


Ось мировой истории идет от рождения Христа. Это не так, так как в мире су-

ществует множество религий. Ясперс в своей оаботеотносит ось мировой истории

около 500 лет до Н.Э., и он считает, что духовный процесс человечества шел

между 800-и и 200-и годами до Н.Э. В этот периуд произошол резкий поворот в

истории. Это время называется осевым. К человечеству приходит одухотворение.

Формируются империи. История в ее целостности мыслится как смена различных об-

ществ. Создаются теории, которые опредиляют современную жизнь человечества.

Завершение этого процесса носит политический характер. Насильственно создают-

ся могущественные теории (Китайская империя, Индийская династия Маурья, Рим-

ская империя). Предполагалось, что сложившиеся империи будут вечно, но ста-

бильность империй была иллюзорной - отсюда империи гибнут. И даже там, где они

восстанавливаются это связано с новыми культурными преобразованиями. Империи

существуют, пока существует сильный лидер.


ПОСЛЕДСТВИЯ ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ


Осевое время служит ферментом, который связывает человечество в рамках еди-

ной мировой истории. Осевое время служит масштабом, позволяющим нам отчетливо

видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом. Раз-

деление народов опредиляется тем, как они относятся к прорыву осевого времени.


ОСЕВЫЕ НАРОДЫ - те народы, которые продолжают историю, совершая скачек, как бы

вторично рождаются в нем, тем самым закладывают в основу духовную сущ-

ность человека и его подлинную историю (Китайцы, индийцы, иудей, греки).


Есть народы не знающие прорыва (духовного скачка), прорыв был не повсемес-

тным событием. Были народы, культура которых существовала до прорыва. К осево-

му времени относится расцвет египетской, вавилонской культуры.


ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ


ЦИВИЛЬ - гражданственный, государственный.


ЦИВИЛИЗАЦИЯ - культурная целостность и общность. Представляет собой самую ши-

рокую группировку людей по культурным признакам и культурной эдентичнос-

ти шире которой лишь само человечесво с его отличиями от других живых су-

ществ.


Будущее человечества станет опредиляться 7-8 основными цивилизациями: за-

падная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная,

латино-американская и возможно африканская.

Основное противоречие между этими цивилизациями - различие культур. Разли-

чия основополагающие. Названные цивилизации не сходны по истории, языку,

культуре, традициям, рилигии. Люди, которые пренадлежат к разным цивилизациям

имеют разные представления о взаимоотношении Бога и человека, индивида и груп-

пы, гражданина и государства и др. Длительные конфликты возникали в истории

между цивилизациями.

Мир становится все более тесным, ширятся контакты. Во Франции лучше отно-

сятся к поселенцам из Польши. Процессы экономической модернизации и со-

циальных изменений размывают во всем мире привычные локальные взаимодействия.

Олабевает роль национального государства, функции на себя берет религия.


Среди людей разных цивилизаций идет разделение роли запада. С той стороны

Запад находится в зените своей мощи, с другой стороны незападные цивилизации

возвращаются к своим истокам.

Цивилизационные признаки, относящиеся к сфере культуры, не так легко соче-

таются и перенимаются, как социальные и политические (русские не могут превра-

титься в европейцев). В классовых и идеологических конфликтах ключевым вопро-

сом был: "На чьей ты стороне?". Необходимо учитывать нарастание экономики.

Культурно-религиозная схожесть лежит в основе организации экономического

сотрудничества, объединяет 10 мусульманских стран: Иран, Пакистан, Турция,

Азербайджан, Казахстан, Кыргыстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан,

Афганистан.

Организация экономического сотрудничества была создана в 60-х годах первы-

ми 3-я странами. Люди, которые пренадлежали к разным сообществам обращались

друг к другу. Различия в культуре и религии сказываются на разрешении многих

проблем, прав человека, торговли, отношению к окружающей среде. Столкновения

происходят на 2-х уровнях: микроуровни (соседние религиозные уровни борятся за

территорию и макроуровень), когда государства соперничают между собой и в

военной и в социально-экономической сфере.

Границы между цивилизациями приходят на смену политическим и экономическим

границам времен холодной войны.

Наиболее существенная разделительная линия в Европе совпадает с восточными

границами западного христианства, которые сложились к 1500 году.

Эту границу проводят между Финляндией и Россией, между государствами Бал-

тии и России, между западными (каталическими) и прочими (провославными регио-

нами, Белоруссией и Украиной), между Трансильванией и остальной частью Румы-

нии, между Хорватией и Боснией, а так же Сербией. Фундаментализм выступает

против импорта ненужных ценностей. Попытки импортировать западную демократию в

арабский мир заканчиваются осложнением отношений между Западом и мусульман-

ским миром.

Обе стороны рассматривают эти отношения как конфликт цивилизаций.


ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ


АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - вершина 10-ой волны в истории человечества.


В истории античных цивилизаций выделяют несколько локальныхцивилизаций:

1)ГРЕЧЕСКАЯ - периуд расцвета древних Афин (5-4 века до Н.Э.), 2)РИМСКАЯ - 2

век до Н.Э. - 1 век до Н.Э., 3)ЭЛЛИНИЧЕСКАЯ или АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ - периуды

иногда выделяются между римскими и греческими (330-220 годами), когда центр

культуры перемещается в Александрию.


ДОСТИЖЕНИЯ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ


1.Расцвет человеческой личности. Приоритет духовной сферы, подъем науки,ис-


Случайные файлы

Файл
Lek_Preparaty.doc
158632.rtf
8405-1.rtf
56147.rtf
12827.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.