Организация культурного досуга широких слоев горожан Томской губ. в конце XIX — начале XX в. (71122-1)

Посмотреть архив целиком

Организация культурного досуга широких слоев горожан Томской губ. в конце XIX — начале XX в.

Н.В. Бутакова, Алтайский государственный университет

В отечественной исторической науке одним из активно разрабатываемых направлений в последнее время является история повседневности. По справедливому замечанию Н.А. Миненко, «повседневность охватывает всю жизненную среду человека, включая сферу досуга и развлечений» [1]. Несмотря на рост интереса исследователей к сфере городского досуга, эта тема остается малоизученной, особенно на материалах Сибири. О досуге и развлечениях горожан можно найти лишь отдельные работы, посвященные преимущественно чиновникам и купечеству [2]. В силу этого значительный интерес представляет изучение досуга широких слоев горожан.

Очевидно, что больше возможностей для реализации свободного времени (как и само его количество) было у обеспеченных горожан. Своеобразным общественным центром этой части горожан были появившиеся практически повсеместно в 1860–1880-х гг. различные собрания и клубы, где проводились балы, маскарады, спектакли, вечера и пр. Кроме того, к их услугам были приезжие артисты. Так, например, только г. Томск тратил на сезонные удовольствия — театры, цирки и другие увеселительные зрелища — от 40 до 50 тыс. руб. в год, на которые, например, «:можно было бы приобрести библиотеку в 60–70 тыс. томов разных названий и сочинений» [3]. Основная часть горожан не имела таких возможностей, прежде всего, из-за материальной необеспеченности.

В силу бедности досуга господствующими пороками среди низших слоев населения были «грабительство, разврат и пьянство» [4]. Беда, по мнению «Сибирского наблюдателя», происходила не только от предрасположенности к «отечественному зелью», сколько от окружающей социальной обстановки: «Карты и вино — главные полюсы провинциальной жизни, вокруг которых... размещаются все местные интересы, мысли и желания и погибают все возвышенные стремления» [5]. Действительно, употребление алкоголя было широко распространено в стране и регионе: «вся Сибирь пьет приблизительно одинаково и пьет много» [6].

В конце XIX в. общество и власть обратили серьезное внимание на народные пороки: «:в это время в высших сферах много говорили о распространении пьянства и предпринимались разные меры борьбы с этим злом» [7]. Первое место в борьбе с алкоголизмом отводилось просвещению народа, поднятию его культурного уровня [8]. Развиваются идеи о всеобщем обучении, внешкольном образовании, об устройстве разумных развлечений и прочих мер по организации культурного досуга для широких масс. Задуманные для помощи необеспеченным детям и появившиеся в Сибири с 1880-х гг. Общества попечения о начальном образовании (ОПОНО), Общества вспомоществования нуждающимся учащимся и другие благотворительные организации постепенно занялись просвещением и взрослых горожан.

Непосредственно борьбу с пьянством призваны были вести Общества попечительства о народной трезвости, устав которых был утвержден 20 декабря 1894 г. Попечительства по этому уставу приняли характер чисто правительственных учреждений, составленных преимущественно из лиц, состоящих на службе, а потому обремененные своими непосредственными обязанностями большинство из 30 тыс. лиц в 35 губерниях не могло или не хотело проявлять активное участие. Деятельность попечительств предполагалась в устройстве чайных и столовых, ночлежных домов и народных чтений, библиотек и танцевальных вечеров, книжных складов и театров, народных гуляний, лечебниц для алкоголиков, гимнастики и юридической помощи населению. На эти нужды государством выделялось около 1% от суммы чистого дохода от монопольной продажи вина (например, в 1898 г. — 1613710 руб. на всю Российскую империю), что составило 69% от всей суммы доходов попечительств. Этого явно было недостаточно для такой огромной территории, однако Министерство финансов в «Руководящих указаниях» для деятельности попечительств и не ставило задачи совершенно прекратить употребление спиртных напитков, а лишь оградить народ от неумеренного потребления напитков как расстраивающего здоровье и благосостояние населения и развращающего его в нравственном отношении [9]. Томское попечительство о народной трезвости, учрежденное в 1902 г., состояло в 1907 г. из 8 комитетов. Деятельность Барнаульского комитета и собственно Томского состояла в организации библиотек и народных чтений главным образом в селениях уезда. Мариинский, Каинский и Новониколаевский комитеты устроили библиотеки-читальни в наемных помещениях, и лишь у Кузнецкого и Змеиногорского были собственные Народные дома. Бийский же комитет никаких функционирующих предприятий в 1907 г. не имел [10]. Насколько деятельность попечительства на почве отрезвления народа достигла своей цели — судить сложно: вековой порок не был изжит, однако желающие получили некоторый доступ к свету знания благодаря библиотекам, чтениям и спектаклям.

Частная же инициатива 1909 г. по организации «Первого Сибирского Союза для борьбы с алкоголизмом имени Л.Л. Онорэ» в Барнауле не была поддержана губернской властью. Однако программа его предполагаемых действий весьма впечатляет: 1) оказание нуждающимся помощи советами, материальными средствами и приисканием занятий; 2) устройство чтений рефератов и обсуждение сообщений по всем вопросам, относящимся к борьбе с алкоголизмом; 3) учреждение читальни и библиотеки, преимущественно состоящих из литературы по борьбе с алкоголизмом, музея и выставки различных предметов, картограмм и картин для иллюстрации вреда, происходящего от злоупотребления спиртными напитками; 4) содержание своих врачей и амбулаторий для лечения алкоголиков; 5) распространение идеи борьбы с алкоголизмом путем печати и личным убеждением; 6) учреждение кассы взаимопомощи. При этом членами общества не могли быть лица, занимающиеся производством и продажей спиртных напитков и лица, злоупотребляющие ими. Это, без сомнения, полезное учреждение не было разрешено только потому, что неправильно выбрало себе название «Союз» вместо простого «Общество» [11].

Взрослые горожане, своевременно не получившие образования, могли с конца XIX в. восполнить этот пробел, имея желание и свободное время для посещения воскресных школ. Возникновение и развитие воскресных школ сопровождалось рядом трудностей. Первые такие образовательные учреждения стали возникать в России в конце 1850-х гг. Из 300 появившихся тогда по России школ одна находилась в Томске. Однако существование их было недолгим: правительство, усмотрев в некоторых из них покушение на развитие «вредных учений, возмутительных идей, превратных понятий о праве собственности и безверие», закрыло все школы впредь до выработки новых правил о них [12]. Лишь по прошествии почти 20 лет благодаря частной инициативе воскресные школы появляются вновь.

Первыми в Сибири были открыты в 1881 г. мужская и женская воскресные школы в Томске. Всего за 20 лет их существования занятия посетили 3988 чел., из которых 1084 взрослых (более 27%) [13].

Спустя 13 лет энергичных и настойчивых ходатайств Общества попечения о начальном образовании в 1897 г. начали работу 2 смешанные школы в Барнауле, которые за 11 лет научили читать и писать более 2000 чел., взрослые составляли около 1/3 [14].

Из 35 существовавших в Сибири к 1903 г. воскресных школ на Томскую губ. приходилось 6. Кроме четырех вышеназванных, образование для взрослых имели возможность дать Бийск (мужская школа, основана в 1900 г.) и Кузнецк (смешанная, 1902 г.). Кузнецкая воскресная школа, не успев открыться, в 1903 г. уже испытывала трудности с преподавателями. Взрослых учащихся в ней было 21 чел. (45,7% от общего числа). Попытки открыть воскресные школы в Каинске не увенчались успехом, так как они не были предусмотрены уставом местного школьного общества [15]. В целом за 20 лет существования воскресных школ в Томской губ. к 1903 г. попытались получить в них образование всего 1332 взрослых горожан обоего пола, что составило 7% от всех обучающихся в сибирских воскресных школах (не учтены данные Бийской воскресной школы). Учитывая то, что в начале XX в. городского населения в Томской губ. было около 180 тыс., воскресные школы посетили около 0,75% горожан.

Таким образом, можно констатировать, что возможностью посещения в свободное время воскресных школ в силу разных обстоятельств (субъективные: отсутствие желания или свободного времени у трудящихся горожан, охлаждение интереса и др.; объективные: отсутствие достаточного количества преподавателей, помещения и др.) воспользовался весьма незначительный процент горожан Томской губ.

Более-менее грамотные горожане могли восполнять свои знания самостоятельно путем чтения книг. Для этого у них была возможность посещения библиотек, которые к концу века были практически в каждом городе губернии.

В Томске первая публичная библиотека была открыта в 1830 г. по распоряжению начальства. С 1832 г. книги отпускались по праздникам всем желающим бесплатно на дом сроком на один месяц. Библиотека вследствие плохо организованной работы и надзора расхищалась, затем стала платной, с 1866 г. была присоединена к гимназической и, наконец, в 1878 г. ее остатки были отданы реальному училищу. В 1899 г. она вновь была возрождена и имела в последующее десятилетие от 500 до 800 подписчиков, читающих в год от 18000 до 35000 книг, журналов и газет. Посещений читальни ежегодно происходило от 2000 до 9000, в среднем по 5000 [16].

Публичная библиотека П. Макушина, основанная в 1870 г., являлась платной (от 5 до 15 руб. в год, в зависимости от набора услуг) и привлекла первоначально незначительное число читателей — 38 чел. в 1870 г. К 1889 г. число подписчиков увеличилось до 485 чел., а число посещавших кабинет для чтения с платою 5 коп. доходило до 3000 чел. Кроме Макушина, предпринимали попытки открыть библиотеки и другие частные лица, например, в 1884 г. Волынский, а в 1886 г. Березницкий, но их учреждения не просуществовали и года.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.