Экскурсия: Памятник княгине Ольге в Пскове (olga pamyatnik)

Посмотреть архив целиком

Экскурсия «Памятник княгине Ольге на Октябрьской площади»





Выполнила:



Преподаватель:





Псков, 2003 год.

  • Автор и спонсор памятника.

  • Открытие памятника.

  • Персонажи культурной композиции.

  • Основная идея, которую хотел передать автор.

  • Литература.






























Начиная свой рассказ о замечательном памятнике Святой княгине Ольге, я не рискну не упомянуть о тех, кто пожертвовал средства на его изготовление и установку. Согласно подписанному договору, скульптурная мастерская Народного художника России В. Клыкова за счёт собственных сил и средств изготовили рабочую модель памятника и постамента, рассчитали конструкцию основания памятника, отлили памятник и рельеф постамента, установили памятник. Администрация Пскова провела геодезические изыскания, разработала и осуществила проект благоустройства территории, земляные работы, устройство фундаментов памятника, установку светильников и мощение площадки. Скульптором выступил уже упомянутый мною Вячеслав Михайлович Клыков, архитектором же Станислав Юлиевич Битный, между прочим главный архитектор города Пскова.

И вот он, памятник Святой равноапостольной княгине Ольге. Белый постамент высотой 4 метра 20 сантиметров представляет из себя барельеф, на котором высечены изображения двенадцати самых известных псковских святых. Такой же высоты статуя княгини Ольги, держащей в руке крест. И взгляд княгини, и крест направлены в сторону Псковского Кремля, Свято- Троицкого Собора-сердца нашего древнего города. Она как бы благословляет древний город, взрастивший её и отправивший в далёкий Киев-град, в жёны князю Игорю. Рядом с княгиней - мальчик с иконой в руке.

23 июля, чуть позже полудня, когда солнце стало в зенит, архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий освятил статую, поздравив всех псковичей с этим событием. А после официальных и торжественных речей горожане возложили к подножию монумента живые цветы. В благодарность прародительнице за объединение Руси? За веру христианскую, которую она избрала для нашей земли? Или же просто в знак памяти духовной, переходящей из поколения в поколение?

Композиция памятника состоит из 13 персонажей. Расскажу о них.

Первый персонаж о ком мне хотелось бы рассказать Блаженный Николай Псковский. Святой Николай жил во Пскове в XVI веке. Псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает «блаженный, юродивый». Также его называли Микула Свят, ещё при жизни почитая как святого. Более тридцати лет совершал он подвиг юродства - добровольного, мнимого безумия, избегая тем самым истинного безумия мира, погрязшего в страстях и пороках. Зимой и летом он ходил в ветхой одежде, почти нагой, перенося с терпением и сильнейшие морозы, и чрезмерную жару. Согласно местному преданию блаженный Николай жил неподалёку от Троицкого собора Пскова, в келье под соборной колокольней. За внешне безумными поступками, бессмысленными словами блаженный Николай скрывал своё духовное богатство и внутреннюю близость к Богу. Блаженный был удостоен от Бога дара чудотворения и пророчества.

На соборной площади псковского Кремля, очевидно, и произошли те события, которые прославили Николая как заступника за Псков от Иоанна IV. В 1569 г. опричные войска, во главе с царём Иоанном Грозным, выступили в сторону Новгорода. Чудовищному разграблению подверглись храмы и монастыри города, святыни и ценности были вывезены. Опричники грабили и убивали новгородцев, пытали и казнили мирян и духовных, женщин и детей. Число замученных составляло от пятисот до тысячи человек ежедневно. Убитых и живых бросали в незамерзающий зимой Волхов. Избиение новгородцев длилось более месяца.

Разгромив Новгород, царь двинулся на Псков. В феврале 1570 г., в субботу первой недели великого поста, царь остановился под Псковом, в Никольском монастыре в Любятове. Колокольный звон к воскресной заутрени смягчил сердце Иоанна Грозного. Как свидетельствует надпись на чудотворной Любятовской иконе Умиления Божией Матери, царь велел своим воинам притупить мечи и не дерзать на убийство.

В воскресенье утром царь с войском вошёл в город. По совету блаженного Николая, по улицам города перед каждым домом были поставлены столы с хлебом и солью, и когда Иоанн Грозный шёл по городу, все жители с жёнами и детьми стояли на коленях. И лишь один человек без страха встретил Грозного. Блаженный Николай выбежал навстречу царю верхом на палке, будто скача на лошади, как это делают, дети, и закричал царю: « Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Царь приказал поймать юродивого, но тот исчез. Запретив убийства, Иоанн Грозный, однако, имел намерение ограбить город. Кроме того, по свидетельству некоторых источников, убийства всё же начались.

Царь вошёл в Троицкий собор, слушал молебен, поклонился мощам князя Всеволода-Гавриила. После Иоанн Грозный отправился к блаженному Николаю, желая получить у него благословение. И снова царь услышал странные слова юродивого: « Не трогай нас, прохожий; не на чем тебе будет и бежать…» При этом блаженный предложил царю кусок сырого мяса. « Я христианин и в пост мясного не ем,- сказал удивлённый Грозный.

Блаженный Николай возразил: « Ты делаешь хуже: питаешься плотью и кровью человеческой, забывая не только пост, но и Господа Бога». Блаженный поучал царя прекратить убийства и не разорять храмы. Иоанн Грозный не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и в тот же час, по пророчеству Святого, пал лучший конь царя. Когда сказали об этом царю, он пришёл в ужас. Молитва и слово блаженного Николая пробудили совесть Иоанна Грозного, царь бежал из Пскова.

Однажды, когда преподобный Никандр посетил Псков, после 12-летнего уединения, и возвращался после литургии из Богоявленского храма, блаженный Николай взял его за руку и предсказал о бедствиях, которые претерпел Святой в своей жизни.

После кончины блаженного Николая благодарные псковичи погребли его тело в соборе Святой Троицы- главном храме спасённого им города.

В 1581 году при осаде Пскова Стефаном Баторием кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом святых, молившихся за город, среди них был и блаженный Николай.

Следующий персонаж культурной композиции памятника Преподобная Васса Псково - Печорская. Идеал женской духовной красоты, восходящий к образу Божией Матери,- с его глубоким благочестием, боголюбием, смирением в несении креста- зародился на Руси вместе с принятием христианской веры. К XV в. уже многие жёны явили святость стяжав духовную силу в иноческих трудах.

Жизненный путь преподобной матери нашей Вассы тесно связан с подвигом преподобного Ионы, до пострига- священника Иоанна, супруга её. Все те лишения и страдания, которые имел он на своём тернистом пути, были и её муками.

Преподобная Васса была полна самоотвержения во имя любви к мужу, детям и ближнему. Но выше этого у неё была любовь ко Господу. Мать наша Васса, в любой опасности бесстрашная, безропотная, в трудах и любви неутомимая, в страданиях несокрушимая, жила по слову Апостола: «Да будет украшением вашим в нетленной красоте духа сокровенный человек». Таким человеком духа и сердца была преподобная Васса. Вся её жизнь принадлежала мужу, служителю Престола Господня. Священник Иоанн, взяв жену и детей- двух сыновей- пришёл к «Богом зданной пещере». Оставив семью в деревне Пачковке, неподалёку от пещер, у Ивана Дементьева, начал копать в горе церковь к западу от пещеры.

Из Летописи узнаем, что жена его, Матушка Мария со чадами подвизалась без устали в ископании храма, приучая и детей своих трудится во славу Божию.

Через некоторое время Матушка Мария заболевает и принимает монашеский постриг с именем Вассы. Это жена была, по Летописи, первое лицо в истории Псково- Печерского монастыря, принявшее в нём монашеский образ.

Около 1473 г. инокиня Васса скончалась. Она была погребена в Богом зданной пещере. На следующую ночь гроб был выставлен из земли с какой- то невидимой силой.

Иоанн и духовный отец Вассы, думая, что пропустили что- нибудь в надгробном пении, совершили над умершею это пение во второй раз и, после разрешительной молитвы, снова опустили её в ту же могилу. Но через ночь гроб Вассы опять очутился наверху могилы. После этого Иоанн оставил гроб её уже непогребённым и поставил его на левой сторона, при входе в пещеру, ископав в стене только нужное для неё вместилище.

Существует предание об особом хранении Господом святых останков матери Вассы. Во время одного из нападений ливонцев на Псково- Печерскую обитель, рыцарь дерзкий дерзнул осквернить святую гробницу с мощами преподобной. Он попытался мечом открыть крышку гроба, но был внезапно попалён исшедшим изнутри Божественным огнём. На правой стороне гроба остался след пламени, благоухающий и источающий дивный аромат по сию пору.

Преподобная мать наша Васса сподобилась Небесного Чертога вместе с преподобным Марком- пустынножителем.

Принятие монашества было лишь завершением высокой жизни святой. Большую часть жизни она не была монахиней- была любящей матерью, верной и заботливой женой, благочестивой, кроткой, трудолюбивой. Оставаясь в миру, она жила по- ангельски, её сердце оставалось не причастным злу.

Святые преподобные Иона и Васса- покровители супружества.


Случайные файлы

Файл
76137-1.rtf
117626.rtf
3071.rtf
26855-1.rtf
3124.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.