Происхождение русской нации (ref-20126)

Посмотреть архив целиком

Министерство Образования Российской Федерации

Новосибирский Государственный Технический Университет
















Курсовая работа

по дисциплине “ Политология ”

на тему:


Происхождение русской нации










Факультет:МТ

Группа:МЭ-21

Выполнила : Петрова И. В.

Проверил: Немзоров

Оценка:








Новосибирск 2002


СОДЕРЖАНИЕ


1.Введение 2

2.Древнейшие сведения о славянах 5

3.Славяне Восточной Европы в 6-7 вв.Анты 8

4.Восточныславяне накануне образования Древнерусского государства 11

5.Неславянское население Восточной Европы и его взаимоотношения с восточными славянами 15

6.Образование древнерусской народности 20

7. Литература 25











































Русские сыграли огромную роль в историческом развитии народов Европы , во всемирной истории , как свидетельствуют древнейшие письменные источники .

Они создали свое могущественное государство – Киевскую Русь , игравшее на Востоке Европы ту же роль ,что на Западе государство Карла Великого . В годину нашествия Батыя Русь спасла Западную Европу от «кровавого болота монгольского рабства» (К.Маркс) .Став могущественной мировой морской державой в результате войн и преобразований Петра I , Россия в следующем столетии вступила на путь революционной борьбы с самодержавием и крепостничеством , и настала пора , когда на арену борьбы с царизмом и капитализмом вышел русский рабочий класс .

В процессе складывания новой исторической общности – советский народ- значение русского народа социалистической эпохи чрезвычайно велико . Советские люди – не «Иваны , не помнящие родства» . Нам дорого наше прошлое . Вот почему мы оглядываемся на исторический путь русского народа , пройденный им в труде и борьбе и , прослеживая его ,

обращаемся к первым страницам русской истории . «Откуда есть пошла Русская земля , кто в Киеве нача первее княжити , и откуду Русская земля стала есть» .

«Откуда пошла Русская земля»- этот вопрос интересовал первых русских летописцев , и этими словами начинается наша древняя летопись «Повесть временных лет» . Первые русские летописцы , известные нам , Никон , Иван ,Нестор , Сильвестр ,и безвестные творили свои произведения на берегах Днепра –Славутича в Киеве , в Новгороде на берегу Волхова , и все они начинали повествование с того , «откуда Русская земля стала есть» .

С чего же начинается история русского народа ? Прежде всего о самом понятии народ . Термин народ перед нами выступает в двояком значении . Говоря народ , мы часто под этим термином подразумеваем основную массу населения , трудящихся , трудовой люд ,составляющий большинство населения , говорящего на определенном языке и считающего себя единым этническим массивом .

Есть и другое значение термина народ , когда под ним подразумевается какое-то определенное этническое образование : русский народ , английский народ ,узбекский народ , корейский народ и т.д.

Что же представляет собой понятие народ , когда мы употребляем его для обозначения какого-то этнического образования ? Можно ли термин народ связать с какой-либо формой этнического образования , которая различна на разных стадиях развития человеческого общества , и только с ней , с этой определенной формой ; или термин народ применим по отношению к различным формам и типам этнических объединений ? Термин народ очень емкий и применим к самым различным формам этноса . Мы говорим русский народ и имеем в виду русских времен Киевской Руси , времен былинного Владимира Красное Солнышко и летописного Владимира Мономаха .Мы говорим русский народ и имеем в виду русских людей Московского государства , времен Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина , Степана Разина и протопопа Аввакума . А между тем в первом случае речь идет о древнерусской народности , а во втором – о русской , или великорусской , народности . Мы говорим о русском народе времен Полтавской баталии и Бородинского боя , обороны Севастополя и героев Шипки , о русских времен Пушкина и Толстого , Чехова и Горького , Ломоносова и Менделеева , Попова и Яблочкова , Репина и Сурикова , а русские люди той поры сложились в русскую нацию .Наконец , мы говорим о русском народе социалистической эпохи , о русских нашего времени : о Калинине и Кирове , Чапаеве и Куйбышеве , Стаханове и Изотове , Папанине и Чкалове , Громове , Жукове и Матросове , Королеве и Курчатове , Гагарине и Титове .

А в этом случае речь идет о русской нации эпохи социализма , о социалистической русской нации . Т.е. русский народ может быть приложим и применяется к этническим образованиям разного характера- древнерусской народности , русской , или великорусской , народности , русской нации эпохи капитализма , социалистической русской нации . Следовательно , понятием народ наука пользуется для обозначения этнических образований эпохи феодализма , капитализма и социалистического общества .

Но это понятие народ не распространяется на этнические общности , имевшие и имеющие место до классового общества , рабовладельческого или феодального . Понятие народ не может быть применимо по отношению к этническим общностям доклассового , первобытного общества . Это относится не только к первобытной орде нижнего и среднего палеолита , но даже к племени – первой этнической общности в истории человечества . К роду , к союзу племен , возникающему на последней ступени первобытного общества , понятие народ тоже неприменимо .

Итак , говоря о начальном этапе истории русского народа , мы имеем в виду тот ее период , когда на смену летописным «племенам» , племенам восточных славян «Повести временных лет» приходит этническая общность восточных славян времен Киевской Руси , Древнерусского государства-древнерусская народность . Поэтому и рассмотрение вопроса о происхождении русского народа мы должны начать с древнейшей истории славян , с выделения из массы славянского населения Европы восточных славян и слияния их в новую этническую общность , характерную для эпохи феодализма , в единую древнерусскую народность , являвшуюся предком всех трех восточнославянских народностей, а впоследствии и наций –русской , или великорусской , украинской и белорусской .

В 1954 г , когда вся наша страна отмечала 300-летие воссоединения Украины с Россией , были опубликованы тезисы , посвященные этой славной годовщине . В них подчеркивалось : «Русский , украинский и белорусский народы ведут свое происхождение из единого корня – древнерусской народности , создавшей древнерусское государство –Киевскую Русь» . Далее в тезисах указывалось : «Постепенно из единой древнерусской народности образовались три братские народности – русская , украинская и белорусская с присущими им особенностями языка , культуры и быта . Несмотря на все исторические превратности и великие испытания , русский , украинский и белорусские народы сохранили и пронесли через века сознание единства происхождения , близости языка и культуры , сознание общности своей судьбы»

Древнерусская народность явилась тем этническим образованием восточных славян , которое возникло в период зарождения и утверждение феодализма , в эпоху возникновения государства , в процессе формирования расширявшим свою территорию , включая в состав Руси неславянские этнические элементы . Этот процесс восходит к очень отдаленным временам , когда еще не было письменных источников , когда исследователь должен обращаться к данным языка , подвергнувшегося тщательному исследованию лингвиста , к вещественным памятникам , добытым кропотливым трудом археолога, к данным антропологии . Поэтому закономерным является вопрос – какое содержание следует вкладывать в понятие происхождение народа , в интересующем нас случае – происхождение русского народа ?

Нельзя понимать под этим определением какой-то этнический взрыв , какое-то одноактное явление , которое , и только оно одно , может и должно быть названо «происхождением русского народа» .Если говорить не об исключениях , а о закономерностях развития этнических общностей , то народ вечен и не может ни «родиться» , ни «умереть» . У любого народа есть и свои предки , и свои потомки , существование которых выходит за хронологические рамки «происхождения» , и , говоря о «происхождении русского народа» , мы понимаем не сравнительно ограниченный отрезок времени в истории восточных славян , а все те этапы их этнического развития , которые могут быть прослежены по любым видам дошедших до нас источников , и эти поиски не могут быть ограничены ни во времени , ни в пространстве .

Говоря о происхождении русского народа , о формировании древнерусской народности , мы не должны и не можем ограничиваться узкими хронологическими рамками . И поэтому нам надо начинать с поисков древнейших сведений о славянах .



Древнейшие сведения о славянах.

Прежде, чем привести данные, проливающие свет на древнейшие судьбы славянства , необходимо остановиться на некоторых общих принципах , которые следует положить в основу изучения интересующих нас вопросов . В основе этнических принципов лежит ряд признаков , в том числе такие ,как материальная и духовная культура , быт , обычаи , традиции и пр., наконец , сознание единства , но основой любого этнического образования в первую очередь является язык . Именно язык , а не культура и не расовый тип является важнейшим , определяющим признаком этнической общности .

Язык является продуктом ряда эпох , в течение которых он непрерывно развивается и обогащается . Язык связан с производственной деятельностью человека и связан непосредственно . Изменения в производстве влекут за собой изменения в языке . Поэтому язык находится в состоянии непрерывного изменения . Следовательно , хотя историческое развитие языка не совпадает со сменой общественно-экономических формаций , тем не менее история языка тесно и неразрывно связана с историей общества , начиная с самых отдаленных времен .


Случайные файлы

Файл
24066-1.rtf
26724.rtf
138384.rtf
79042.rtf
116216.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.