Получение случайных чисел (46328)

Посмотреть архив целиком

Получение случайных чисел


Овладение навыками алгоритмизации и программирования задач с использованием датчиков случайных чисел, способами получения случайных чисел с различными законами распределения, навыками оценки качества псевдослучайных чисел и их соответствия заданному закону распределения.


1.2. Задания для самостоятельной подготовки

Изучить:

  • способы получения случайных чисел с различными законами распределения;

  • -способы использования в программах обращений к функциям или подпрограммам для получения псевдослучайных чисел с различными законами распределения;

  • способами использования случайных чисел для моделирования.

Разработать алгоритм решения в соответствии с заданием.

Составить программу решения задачи.

Подготовить тестовый вариант программы и исходных данных.


1.3. Задание к работе

1. Выполнить на ЭВМ программу в соответствии со следующим заданием:

Сгенерировать последовательность из 50 случайных чисел с нормальным законом распределения а=5,=4) и последовательность из 50 случайных чисел с экспоненциальным законом распределения с параметром =5. Все числа свести в массив, расположив их по возрастанию. Вычислить среднее значение, дисперсию и вывести результаты на печать в виде гистограммы, разбив последовательность чисел на десять интервалов

2. Проверить правильность выполнения программы с помощью тестового варианта.


2. Руководство программиста.

Прежде, чем приступить к самому процессу алгоритмизации и программирования заглянем в теорию, по которой, собственно, и дано задание.

2.1. Теоретическая база.

2.1.1. Нормальное распределение.

Нормальным называют распределение вероятностей непрерывной случайной величины, которое описывается плотностью

Мы видим, что нормальное распределение определяется двумя параметрами: а и . Достаточно знать эти параметры, чтобы задать нормальное распределение. Покажем, вероятностный смысл этих параметров таков: а есть математическое ожидание, —среднее квадратическое отклонение нормального распределения.


2.1.2 Показательное (экспоненциальное) распределение.

Показательным (экспоненциальным) называют распределение вероятностей непрерывной случайной величины X, которое описывается плотностью

где  - постоянная положительная величина.

Мы видим, что показательное распределение определяется одним параметром . Эта особенность показательного распределения указывает на его преимущество по сравнению с распределениями, зависящими от большего числа параметров. Обычно параметры неизвестны и приходится находить их оценки (приближенные значения); разумеется, проще оценить один параметр, чем два или три и т. д. Примером непрерывной случайной величины, распределенной по показательному закону, может служить время между появлениями двух последовательных событий простейшего потока.


2.2. Начало алгоритмизации.

Для получения двух последовательностей из 50 случайных чисел с показательным и нормальным законами распределения необходимо организовать цикл, который будет выполнятся 50 раз. Внутри цикла будем пользоваться функцией из Турбо Паскаля random(a) - эта функция выдает произвольное число из интервала от 1 до a, a65535. Каждое полученное число будет вносится в массив, причем первые 50 элементов этого массива получены по нормальному закону, а другие 50 - по показательному.

Для упорядочивания массива случайных величин создадим двойной цикл. Для расчета мат. ожидания и дисперсии упорядоченного массива также создадим двойной цикл, с учетом того, что массив уже надо разбить на 10 частей и расчет проводить по каждому из промежутков. Для построения гистограммы воспользуемся средствами модуля Graph.tpu.

Блок-схемой основной программы будет приведена в приложении. Также в приложении будут размещены блок-схемы подпрограмм-процедур, используемых в данной программе.

Перед процессом программирования составим таблицу используемых в программе и подпрограммах таблицу переменных и констант.

Таблица 1. Описание переменных и констант.

Имя переменной

Назначение

Тип в Turbo Pascal

i.j

Переменные циклов.

Byte

help,work,button

Переменный для хранения параметров вызова процедур.

Byte

actionprog,action

Символьные переменные для управления интерфейсной частью .основной программы и процедур соответственно.

Char

exitpar,exitmenu,exitprog

Логические параметры, задающие выход из процедур и основной программы. Позволяют делать программу более гибкой в применении.

Boolean

grmode,grdriver

Переменные, содержащие данные о типе графического драйвера и его режиме работы. Установлены в программе на автоматическое определение.

Integer

Dat(3)

Массив для хранения входных данных в программе. Начальное значение [5,4,5].

array[1..3]of real

Posle(100)

Массив для хранения элементов генерируемой последовательности.

array[1..100] of real

Xcor(3),Ycor(3)

Массивы, используемые для более компактности ввода параметров генерации последовательности в процедуре DoWorkс параметром work=1.

array[1..3]of byte

Mat(10),Disp(10)

Массивы с данными о дисперсии и мат.ожидании по промежуткам последовательности.

array[1..10]of real

mat0,disp0

Мат.ожидание и дисперсия по всей последовательности.

Real

X

Временная переменная (буфер).

Real

Col(4)

Массив для управления выбора пункта меню.

array[1..4]of byte

Light.Dark

Константы для задания цветов меню.

[1..16]


2.3. Пояснения к программе.

2.3.1. Основная программа.

В начале основной программы происходит задание первоначальных параметров меню, входных данных по условию задания и автоматическое определения типа и режима работы графического адаптера.

После определения происходит первоначальная (чернвая) прорисовка интерфейсной части программы. Для этого используется три блока, прорисовывающие строку помощи (drawhelp(0)), диалогового окна (drawwin) и строки меню (drawmenu(5)).

Перехватчик сообщений с клавиатуры (ReadKey) позволяет выбрать тот или иной пункт меню - о возможном выборе можно узнать в строке подсказки в низу экрана. В зависимости от выбора оператором пункта меню происходит запуск “основной работающей программы” - процедуры dowork. Для вызова этой процедуры используется один параметр – work. Его возможные значения:

Таблица 2.

Значение параметра work

Действие

1

Задание параметров для построения последовательностей.

2

Просмотр последовательностей.

3

Просмотр гистограммы.

Работы основной программы завершается при истинном значении переменной exitprog, чего можно достичь комбинацией Alt-x (об этом тоже информирует строка помощи).


2.3.2. Процедура drawhelp.

Эта процедура полностью предназначена для навигации оператора с работой в программе.

Для вызова используется один параметр (help), чего достаточно для вывода полной подсказки дальнейших действий. Ниже приводится таблица со значением параметра и строки, которая высвечивается внизу экрана.

Таблица 2.

Значение параметра help

Вид строки помощи

0

F1-Парам. F2-Посл-ти F3-Гистогр. F10-Меню (Alt-x)-Выход

1

Задать/изменить параметры

2

Просмотреть последовательности

3

Просмотреть гистограмму

4

Выход

5

Esc-Закончить изменение параметров. BckSp-Изменить параметр. F4-Постр. посл-ть'

6

Нажмите Up или Down для просмотра или Esc для выхода


В блок-схеме к этой процедуре использованы сокращения. Так s1 означает, что help=1; s2 – help=2 и так далее.


2.3.3 Процедура drawwin.

Все, что делает эта процедура – составление диалогового окна. Прорисовка окна идет посредством обычной псевдографики (ASCII-кодировка). При это экран делится на три части. В верхней происходит уведомление пользователя о выборе пункта меню, а в двух нижних происходит задание параметров построения последовательностей (в случае вызова dowork(1)) или же просмотр последовательностей (в случае вызова dowork(2)). Если не происходит вызова dowork, то окно остается пустым, за исключением верхнего фрейма, где написано “Последовательности”.

При построении схемы и в коде программы не используется ни одной нестандартной подпрограммы. Схема тривиальна и общедоступна.


Случайные файлы

Файл
183535.rtf
97179.rtf
98041.doc
83139.rtf
34359.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.