Программирование на языке CLIPS (45186)

Посмотреть архив целиком

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Кубанский Государственный Технологический Университет









Курсовая работа на тему:


ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ CLIPS





















Работу выполнил

студент группы 01-КТ-22 факультета КТАС Мариненко А. А.







Краснодар 2001

СОДЕРАЖНИЕ




  • А.1. Краткая история CLIPS 3


  • А.2. Правила и функции в CLIPS 3


  • А.3. Обектно-ориентированные средства в CLIPS 10


  • А.4. Задача «Правдолюбцы и лжецы» 15


  • А.5 Стиль программирования на языке CLIPS 66

































А.1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ CLIPS


Название языка CLIPS – аббревиатура от C Language Integrated Production System. Язык был разработан в центре космических исследований NASA

{NASAs Johnson Space Center} в середине 1980-х годов и во многом сходен с языками , созданными на базе LIPS, в частности OPS5 и ART. Использование C в качестве языка реализации объясняется тем, что компилятор LISP не поддерживается частью распространенных платформ, а также сложностью интеграции LISP-кода в приложения, которые используют отличный от LIPS язык программирования. Хотя в то время на рынке уже появились программные средства для задач искусственного интеллекта, разработанные на языке C , специалисты из NASA решили создать такой продукт самостоятельно. Разработанная ими система в настоящее время доступна во всем мире, и нужно сказать, что по своим возможностям она не уступает множеству гораздо более дорогих коммерческих продуктов.

Первая версия представляет собой, по сути, интерпретатор порождающих правил. Процедурный язык и объективно-ориентированное расширение CLIPS Object-Oriented Language {COOL} были включены в этот программный продукт только в 1990-х годах. Существующая в настоящее время версия может эксплуатироваться на платформах UNIX, DOS, Windows и Macintosh. Она является хорошо документированным общедоступным программным продуктом и доступна по сети FTR с множества университетских сайтов. Исходный код программного пакета CLIPS распространяется совершенно свободно и его можно установить на любой платформе, поддерживающей стандартный компилятор языка C. Однако я бы рекомендовал пользоваться официальной версией для определенной платформы, поскольку такие версии оснащены пользовательским интерфейсом, включающим меню команд и встроенный редактор.

Это Приложение организовано следующим образом. В разделе А.2. рассмотрены основные функции языка, описание правил и процедурного языка. В разделе А.3. представлены методы работы с объектами и показано, как использовать их в сочетании с правилами и процедурами. В разделе А.4. описан пример, демонстрирующий некоторые приемы программирования правил, а в разделе А.5. резюмируются характеристики этого программного продукта и предлагаются темы для более углубленного изучения.


А.2. ПРАВИЛА И ФУНКЦИИ В CLIPS


CLIPS включает в язык представления порождающих правил и язык описания процедур. В этом разделе мы рассмотрим оба этих модуля, сопровождая описание отдельных функций примерами.

Основными компонентами языка описания правил являются база фактов (fact base) и база правил (rule base). На них возлагаются следующие функции:

  • база фактов представляет собой исходное состояние проблемы;

  • база правил содержит операторы , которые преобразуют состояние проблемы, приводя его к решению.


Машина логического вывода CLIPS сопоставляет эти факты и правила и выясняет, какие из правил можно активизировать. Это выполняется циклически, причем каждый цикл состоит из трех шагов:

  1. сопоставление фактов и правил;

  2. выбор правила, подлежащего активизации;

  3. выполнение действий, предписанных правилом.


Такой трехшаговый циклический процесс иногда называют «циклом распознование – действие»


А.2.1. Факты


Сразу после запуска CLIPS-приложения на выполнение на экране появится приглашение, извещающее пользователя , что он работает с интерпретатором.

CLIPS>

В режиме интерпретатора пользователь может использовать множество команд. Факты можно включить в базу фактов прямо из командной строки с помощью команды assert, например:

CLIPS> (assert (today is Sunday))

CLIPS> (assert (weather is warm))

<Fact-0>

Для лучшего восприятия теста Приложения мы в дальнейшем будем выделять текст, вводимый пользователем, полужирным щрифтом, а запросы и ответы интерпретатора – обычным моноширинным шрифтом.

Для вывода списка фактов, имеющихся в базе, используется команда facts:


CLIPS>(facts)

f-1 (today is Sunday)

f-2 (weather is warm)

В последних версиях CLIPS , в частности, в той, которая работает в операционной среде Windows, такие команды как facts, можно вызвать с помощью меню.

Для удаления фактов из базы используется команда retract.

CLIPS> (retract 1)

CLIPS> (facts)

f-0 (today is Sunday)


Эти же команды , assert и retract, используются в выполняемой части правил (заключении правила) и с их помощью выполняется программное изменение базы фактов. Часто приходится пользоваться и другой командой интерпретатора, clear, которая очищает базу фактов ( как правило, эта команда доступна в одном из выпадающих меню).


CLIPS> (clear)

CLIPS> (facts)

В тексте программы факты можно включать в базу не по одиночке, а целым массивом. Для этого в CLIPS имеется команда deffacts.

(deffacts today

(today is Sunday)

(weather is warm)

)

Выражение deffacts имеет формат , аналогичный выражениям в языке LISP. Выражение начинается с команды deffacts, затем приводится имя списка фактов, который программисти собирается определить ( в нашем примере – today), а за ним следуют элементы списка, причем их количество не ограничивается. Этот массив фактов можно затем удалить из базы командой undeffacts.

CLIPS> (undeffacts today)

Выражение deffacts можно вводить и в командную строку интерпретатора, но лучше записать его в текстовый файл с помощью редактора CLIPS или любого другого текстового редактора. Загрузить этот файл в дальнейшем можно с помощью команды в меню File либо из командной строки.

CLIPS> (loadmy file”)

Однако после загрузки файла факты не передаются сразу же в базу фактов CLIPS. Команда deffacts просто указывает интерпретатору, что существует массив today, который содержит множество фактов. Собственно загрузка выполняется командой reset.

CLIPS> (reset)

Команда reset сначала очищает базу фактов , а затем включает в неё факты из всех раннее загруженных массивов. Она также добавляет в базу единственный системно определенный факт:

f-0 (initial-fact)

Это делается по умолчанию, поскольку иногда имеет смысл включить в программу правило start rule, которое может быть сопоставлено с этим фактом и позволит выполнить какие-либо нестандартные инициализирующие операции. Однако включать такое правило в программу или нет – дело программиста.

Можно проследить, как выполняется команда reset, если перед выполнением приведенных выше команд установить режим слежения среды разработки. Для этого нужно вызвать команду Watch из меню Execution и установить в ней флажок Facts.


А.2.2. Правила


В языке CLIPS правила имеют следующий формат:

(defrule <имя правила>

< необязательный комментарий >

< необязательное объявление >

< предпосылка_1 >

……………….

< предпосылка_m >

=>

< действие_1 >

………………..

< предпосылка_n >

)

Например:

(defrule chores

Things to do on Sunday”

(salience 10 )

(today is Sunday)

(weather is warm)

=>

(assert (wash car))

(assert (chop wood)

)


В этом примере Chores – произвольно выбранное имя правила. Предпосылки в условной части правила

(today is Sunday)

(weather is warm)

сопоставляются затем интерпретатором с базой фактов, а действия, перечисленные в выполняемой части правила ( она начинается после пары символов =>), вставят в базу два факта

(wash car)

(chop wood)

в случае, если правило будет активизировано. Приведенный в тексте правила комментарий

Things to do on Sunday

Что делать в воскресенье”

поможет в дальнейшем вспомнить, чего ради это правило включено в программу. Выражение

(salience 10)

указывает на степень важности правила. Пусть например, в программе имеется другое правило

(defrule fun

Better things to do on Sunday”

(salience 100)

(today is Sunday)

(weather is warm)

=>

(assert (drink beer))

(assert (play guitar))

)


Поскольку предпосылки обоих правил одинаковы, то при выполнении оговоренных условий они будут «конкурировать» за внимание интерпретатора. Предпочтение будет отдано правилу, у которого параметр salience имеет более высокое значение, в данном случае – правилу fun. Параметру salience может быть присвоено любое целочисленное значение в диапазоне [-10000, 10000]. Если параметр salience в определении правила опущен, ему по умолчанию присваивается значение 0.

Обычно в определении правила присутствуют и переменные. Если, например, правило

(defrule pick-a-chore

Allocating chores to days”

(today is ?day)

(chore is ?job)

=>

(assert (do ?job on ?day))

)

будет сопоставлено с фактами

(today is Sunday)

(chore is carwash)

то в случае активизации оно включит в базу новый факт

(do carwash on Sunday).




Аналогично, правило

(defrule drop-a-chore


Случайные файлы

Файл
161744.rtf
99004.rtf
Narodnaya.doc
55186.rtf
150720.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.