Программирование на Object Pascal в среде Delphi (Radio5)

Посмотреть архив целиком




Лабораторная работа №5

ПРОГРАММИРОВАНИЕ Алгоритмов С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ строк

Цель лабораторной работы: освоить применение компонентов ListBox и СomboBox и создать приложение, в котором используются строки.

5.1. Пример создания приложения

Задание: создать Windows-приложение для подсчета количества слов в произвольной строке. Слова в строке разделяются любым количеством пробелов. Ввод строки заканчивать нажатием клавиши Enter. Работа приложения должна завершаться нажатием кнопки Close.

Один из возможных вариантов панели интерфейса создаваемого приложения показан на рис.5.1.

5.1.1. Размещение компонентов на Форме

При работе со строками ввод и вывод информации на экран удобно организовывать с помощью компонентов ListBox и ComboBox.


Рис. 5.1



Компонент ListBox представляет собой список, элементы которого выбираются при помощи клавиатуры или “мыши”. Список элементов задается свойством Items, методы Add, Delete и Insert которого используются для добавления, удаления и вставки строк, соответственно. Для определения номера выделенного элемента используется свойство ItemIndex.

Компонент ComboBox представляет собой комбинацию списка ListBox и редактора Еdit, поэтому практически все свойства заимствованы у этих компонентов. Для работы с окном редактирования используется свойство Text как в Edit, а для работы со списком выбора используется свойство Items как в ListBox. Cуществует 5 модификаций компонента, определяемых его свойством Style. В модификации csSimple список всегда раскрыт, в остальных он раскрывается после нажатия кнопки справа от редактора.

Компоненты ListBox и ComboBox находятся на странице Standard Палитры Компонентов.

Компонент BitBtn расположен на странице Additional Палитры Компонентов и представляет собой разновидность стандартной кнопки Button. Его отличительная особенность – наличие растрового изображения на поверхности кнопки, которое определяется свойством Glyph. Кроме того, имеется свойство Kind, которое задает одну из 11 стандартных разновидностей кнопок. Нажатие любой из них, кроме bkCustom и bkHelp закрывает модальное окно. Кнопка bkClose закрывает главное окно и завершает работу программы.

5.1.2. Создание процедур обработки событий

В момент запуска приложения, когда панель интерфейса появляется на экране, для пользователя удобно чтобы курсор уже находился в поле редактора компонента ComboBox. При активизации Формы возникает событие OnActivate, которое можно использовать для передачи фокуса ввода компоненту ComboBox. Для создания процедуры-обработчика этого события необходимо в Инспекторе Объектов выбрать компонент Form1, на странице Events найти событие OnActivate и дважды щелкнуть “мышью” по его правой (белой) части. Курсор установится в тексте процедуры-обработчика события активизации Формы: procedure TForm1.FormActivate(Sender: TObject). В этом месте процедуры наберите оператор передачи фокуса ввода компоненту ComboBox1 (см. текст модуля UnStr, который приведен в п. 5.1.3).

В соответствии с заданием необходимо, чтобы при нажатии клавиши Enter строка символов, которую пользователь набрал в поле редактирования, переносилась в список выбора компонента ComboBox. Для создания процедуры-обработчика этого события необходимо в Инспекторе Объектов выбрать компонент ComboBox1, на странице Events найти событие OnKeyPress и дважды щелкнуть “мышью” по его правой части. Курсор установится в тексте процедуры-обработчика события нажатия клавиши на клавиатуре: procedure TForm1.ComboBox1KeyPress(Sender:TObject;var Key:Char). В этом месте процедуры, пользуясь текстом модуля UnStr, наберите операторы, которые при нажатии клавиши Enter переносят строку из поля редактирования в список выбора и очищают поле редактирования.

Процесс создания процедуры-обработчика события нажатия клавиши “мыши” в списке выбора procedure TForm1.ComboBox1Click(Sender: TObject) выполняется аналогично для события OnClick компонента

ComboBox1. Пользуясь текстом модуля UnStr, наберите операторы, которые осуществляют основной алгоритм обработки символов выбранной строки.




5.1.3. Текст модуля UnStr

Unit UnStr;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,

StdCtrls, Buttons;

type

TForm1 = class(TForm)

Label2: TLabel;

Label3: TLabel;

BitBtn1: TBitBtn;

ComboBox1: TComboBox;

Label1: TLabel;

procedure ComboBox1KeyPress(Sender: TObject; var Key: Char);

procedure ComboBox1Click(Sender: TObject);

procedure FormActivate(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;


Implementation

{$R *.DFM}


// Обработка события активизации Формы

procedure TForm1.FormActivate(Sender: TObject);

begin

ComboBox1.SetFocus; // передача фокуса ввода ComboBox1

end;


// Обработка события ввода символа и нажатия клавиши Enter

procedure TForm1.ComboBox1KeyPress(Sender: TObject; var Key: Char);

begin

if key=#13 then // если нажата клавиша Enter то

begin // строка из поля редактирования заносится

ComboBox1.Items.Add(ComboBox1.Text); // в список выбора

ComboBox1.Text:=''; // очистка окна редактирования

end;

end;



// Обработка события нажатия клавиши "мыши" в списке выбора

procedure TForm1.ComboBox1Click(Sender: TObject);

var

st : string;

n,i,nst,ind: integer;

begin

n:=0; // n содержит количество слов

ind:=0;

nst:=ComboBox1.ItemIndex; // определение номера выбранной строки

st:=ComboBox1.Items[nst]; // st присваивается выбранная строка

for i:=1 to Length(st) do // просмотр всех символов строки

case ind of

0 : if st[i]<>' ' then // если встретился символ

begin

ind:=1;

n:=n+1; // количество слов увеличивается на единицу

end;

1 : if st[i]=' ' then // если встретился пробел

ind:=0;

end;

Label3.Caption:=IntToStr(n); // вывод количества слов в Label3

end;

end.

5.2. Выполнение индивидуального задания

Во всех заданиях исходные данные вводить с помощью компонента Edit в компонент ListBox, либо с помощью свойства Text в свойство Items компонента ComboBox. Результат выводить c помощью компонента Label. Ввод строки заканчивать нажатием клавиши Enter. Работа приложения должна завершаться нажатием кнопки Close.

Для проверки функционирования приложения подготовить несколько тестов.

Индивидуальные задания

1. Дана строка, состоящая из групп нулей и единиц. Каждая группа отделяется друг от друга одним или несколькими пробелами. Найти количество групп с пятью символами.

2. Дана строка, состоящая из групп нулей и единиц. Каждая группа отделяется друг от друга одним или несколькими пробелами. Найти и вывести на экран самую короткую группу.

3. Дана строка, состоящая из групп нулей и единиц. Каждая группа отделяется друг от друга одним или несколькими пробелами. Подсчитать количество символов в самой длинной группе.

4. Дана строка, состоящая из групп нулей и единиц. Каждая группа отделяется друг от друга одним или несколькими пробелами. Найти и вывести на экран группы с четным количеством символов.



Случайные файлы

Файл
11463.rtf
140768.doc
183653.rtf
76273-1.rtf
27398.rtf