Общие сведения о языке программирования Qbasic (Qbasic)

Посмотреть архив целиком

Общие сведения об языке программирования

Qbasic

Язык QBASIC (Beginner's All-purpose Instruction Code) разработан Джоном Кимини и Томасом Куртцем в Дартмутском колледже, США, в середине 1960 г.

QBASIC занимает особое место среди всех языков высокого уровня. С самого начала он задумывался как универсальный язык для начинающих, и средства программирования на QBASIC до сих пор включаются в комплект поставки ПК, - как обязательный элемент технологии.

Вот некоторый достоинства QBASIC (с точки зрения массового пользователя):

  • простота синтаксиса;

  • простота организации данных и управляющих структур;

  • большое число встроенных команд и функций, позволяющих без труда выполнять такие операции, как управление текстовым и графическим экраном, обработка символьных строк и т.п.)

Особым достоинством QBASIC следует считать возможность работы в режиме интерпретации, который резко упрощает процесс отладки программ: исполнение почти каждой команды можно проверить сразу после написания(Shift +F5).


АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Программа на языке Бейсик записывается в виде последовательности символов, к числу которых относятся латинские и русские буквы, арабские цифры, знаки препинания (, ; : " ' ?) , знаки операций (* / - + < > <= >= = <> .), специальные символы (% & ! # $ ).

Для обозначения исходных данных и результатов вычислений употребляются переменные.

Последовательность латинских букв и цифр, начинающаяся с буквы, называется идентификатором или именем переменной.

Числа в программе записываются в десятичной системе, вместо запятой в десятичных дробях пишется точка: 0, - 17, 0.25, - 34.85.

Переменные и числа - это простейшие частные случаи выражения. Более сложные выражения строятся из чисел и переменных с помощью знаков сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень. , , *, /, ^.

При вычислении значений выражений действуют обычные правила старшинства операций:

  1. возведение в степень - ^

  2. умножение, деление *, /

3) сложение, вычитание +, -

Действия в арифметических выражениях выполняют слева направо в зависимости от их приоритета. Для того, чтобы изменить естественный порядок действий используются круглые скобки. Выражения в круглых скобках выполняются в первую очередь.

В выражении могут быть использованы следующие встроенные функции:

ABS ( х) - модуль х х

SQR ( х) - корень квадратный из х ( х ).

INT ( х ) - целая часть х

SIN ( х) - синус х (аргументом служит радианная мера угла)

COS ( х ) - косинус х

TAN ( x ) - тангенс х

ATN ( x ) - арктангенс х

LOG ( x ) - натуральный логарифм х

EXP ( x ) - экспонента х

SGN (x) - определение знака числа х

Например. Записать по правилам Бейсика математические выражения


  1. X2 +2X-5.12 (X^2+2*X-5.12)/(X^2+12.51)

X2+12.51



2) COS(X) - SIN(X) (COS(X)-SIN(X))/(ABS(COS(X)+SIN(X)))

| COS(X) + SIN(X)|


Упражнения


1. Какие из следующих последовательностей символов являются идентификаторами, а какие нет.

а) Х б) Х1 в) Х г) Х1Х2 д) AB е) ABCD

ж) SIN з) SIN ( Х ) и) А-1 к) 2А л) MAX15


2. Записать по правилам Бейсика следующие выражения:

Х2 + Y2

1+ Х2- Y2

2

- 2,5


а




) б) 1+ Х + Х2 в) 1+ Х+ 1+Х г) А+В 2 C+D

д

C+D

+ 30,2

) A+B -1,7 е) 1,2-9,8Х ж) Х2 + Y2 +100

1-Y(54,264-Х) (2Х+50,2)

E+F+0,5


3. Переписать следующие выражения, записанные по правилам Бейсика, в традиционной математической форме:


а) А+B/ (C+D) - ( A+B) / C+D б) A*B/ (C+D) - (C - D)/ B*(A+B)

в) 1+SQR (COS (Х+Y)/ 2) г) 2.56 + АВS ( Х^2-Y^6)

д) INT (Х*5.234 - А*(Х+Y))


ОПЕРАТОРЫ ВВОДА-ВЫВОДА


I Оператор присваивания имеет общий вид:

 имя другой переменной

имя переменной= арифметические выражения

 число

В результате выполнения оператора присваивания переменной, стоящей слева от знака равенства присваивается значение другой переменной или значение арифметического выражения или численное значение. Для того, чтобы оператор присваивания мог быть выполним, необходимо, чтобы все переменные в выражении имели некоторые значения , были заданы выше.


ПРИМЕРЫ 1. А=0 2. С=2 3. А=2 : В=3

В=С С= (А+В)^ 2/5


УПРАЖНЕНИЯ

1. Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания:


а) А=В б) А*Х+B=C в) Z=Z+1 д) Y=Y e) - Y=Y


2. Задать в виде оператора присваивания следующие действия:


а) переменной Z присвоить значение, равное полусумме значений переменных

Х и Y.

б) удвоить значение переменной А,

в) значение переменной Х увеличить на 0.1,

г) изменить знак значения переменной Y.


3. Задать с помощью операторов присваивания следующие действия:

а) переменной А присвоить значение разности, а переменной В-полусуммы значений переменных Х и Y.

б) переменой А присвоить значение удвоенного произведения значений переменных Х и Y, а переменной В значение 0.

  1. Даны Х, Y получить Х-Y X=2,57 Y=-5,379

1+Х*Y


Операторы ввода-вывода


Оператор ввода с клавиатуры:


INPUT ["текст";] X1, [X2, X3... XN]

[ ] - обозначают, что параметры, стоящие в них не обязательны;

X1, X2, ... XN - имена переменных или идентификаторы.

В результате выполнения этого оператора на экране появится текст, а переменным X1, X2, ... XN будут заданы значения с клавиатуры.


Операторы блока данных


READ X1,X2,X3, ... XN где X1,X2,..XN - это имена переменных

DATA C1, C2, C3, ... CN C1, C2, ... CN - это значения

В результате выполнения этих операторов переменная X1 получит значение C1, X2 примет значение C2...

Замечание! Оператор DATA может стоять в любом месте программы. Считывать данные из хранилища DATA можно с помощью нескольких операторов READ.

Оператор RESTORE возвращает считывание данных на начало.


Оператор вывода на экран

PRINT S1[ ;S2; S3 ...]

где S1, S2 ... SN - списки

Списки это :

  1. имя переменной, значение которой необходимо вывести на печать;

  2. арифметическое выражение, значение которого необходимо вывести на печать;

  3. текст, заключенный в кавычки.

Разделителем между списками может быть:

  1. , - списки отделяются друг от друга шагом табуляции, равным 8 пробелам;

  2. ; - списки печатаются вплотную друг к другу.

Для управления выводом используют специальный оператор:

LOCATE X,Y

где X - номер строки экрана 1<=X<= 24 , Y - номер столбца экрана 1<=Y<= 80.

Этот оператор указывает место для печати.

Задачи

Написать программу для вычисления функции:

1) Y=,где Х=. Ответ вывести в виде:

  ответ=Yпри Х=X


2) Y=, где А=- 5.25, В=, С=

Ответ вывести в виде: Y=Y

пропуск 2 строк

А=АВ=ВС=С


3) Y=, где В=Sin, Х любое

Ответ вывести в виде:

Y=Y

пропуск 2 строк

 Х=Х

  1. Y где Х= (723,3/200,2)2 , Z=(53.2/41.3)3

Ответ вывести в виде:

Y=Y

пропуск 2 строк

X=X Z=Z


5)Y= , где X=Sin2 |Z|+0.5Z ; A=2CosZ+1/(SinZ+2), где Z любое

Ответ вывести в виде:

Y=Y

пропуск строки

X=X A=A

6)Y=Cos, Z=Sin ,X*


Ответ вывести в виде Y=Y Z=Z в 10-ой позиции 12-ой строки.

7)Даны действительные числа Х,У. Не пользуясь никакими операциями, кроме умножения, сложения и вычитания, вычислить за минимальное количество операций:

а)3Х2У2-2ХУ2-7Х2У-4У2+15ХУ+2Х2-3Х+10У+6

б)1-2Х+3Х2-4Х3 в)1+2Х+3Х2+4Х3 г)2Х4-3Х2+4Х2-5Х+6


Операторы перехода

Операторы условного перехода реализуют на языке программирования алгоритмическую конструкцию ветвления.

Ветвление - это такая форма организации действий, при которой выполнение или иного действия зависит от выполнения или невыполнение некоторого условия.

Условие - это логическое выражение, содержащее знаки сравнения и логические операции.(см. табл.)


знаки сравнения

логические операции

= равно

=

AND

логическое "и" (пересечение)

< меньше

<

OR

логическое "или" (объединение)

> больше

>

NOT

"не" (отрицание)

<=меньше или равно

<=



>=больше или равно

>=



<> не равно

<>



Таблица действия логических функций (таблица истинности), где a и b -логические выражения.

A

B

NOT a

NOT b

a AND b

a OR b

TRUE

TRUE

FALSE

FALSE

TRUE

TRUE

TRUE

FALSE

FALSE

TRUE

FALSE

TRUE

FALSE

TRUE

TRUE

FALSE

FALSE

TRUE

FALSE

FALSE

TRUE

TRUE

FALSE

FALSE


Пример записи логического выражения: a + b > c AND d <> 8 .

Логическая операция NOT (отрицание) выполняется над простым логическим выражением: NOT ( a> b )

Логическое выражение принимает одно из двух значений: TRUE (истина) и FALSE (ложь). Эти выражения применяются в операторах ветвления и цикла.

Существующий приоритет выполнения операций поддерживается и здесь:

сначала выполняются операции в скобках, затем логическое умножение, логическое сложение

Примеры записей логических выражений:


математическая запись

запись на языке Бейсик

( X>0 ) и (Y<0 )

( X>0 ) AND (Y<0 )

-2<= X <=2

(X>=-2 ) AND (Y<= 2 )

X<0 и X>10

( X<0 ) OR (X>10 )

Принят следующий приоритет логических и арифметических операций:

  • операции в скобках;

  • операция NOT ;

  • операции AND, /, * ;

  • операции OR, +, - ;

  • операции отношения.

Упражнения

  1. Вычислить значение логического выражения

а) Х2 2 <=12 при Х=0 и У=-1 б) NOT ((X*Y) OR (Y >X) при X=4, Y=1

  1. Написать логические выражения, которые имеют значение истинна лишь при выполнении указанных условий:

а) X>0 и Y>0 Y не является MAX (X, Y, Z)

б) неверно, что X>0 X, Y, Z равны между собой

в) 2< X < 20 точка с координатами X, Y принадлежит 1-

ой четверти


Операторы перехода разделяются на две группы:

операторы безусловного перехода и операторы условного перехода.


Оператор безусловного перехода.

Он служит для перехода из одной строки программы к другой, помеченной номером или меткой.


Общий вид оператора: GOTO N


где N - номер строки или метки оператора, на который происходит переход в программе.

Примеры:

  1. X=3 2. GOTO W

GOTO 7 . . .

Y=2*X W PRINT "решение получено"

7 Z=5*X


Операторы условного перехода

Существуют две формы ветвления: полная и неполная.


нет

да

да

нет





Блок операторов

Блок операторов 2

Блок операторов 1



Случайные файлы

Файл
5363-1.rtf
184765.doc
German1.doc
186512.rtf
14216.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.