Borland C++ для Windows (31244-1)

Посмотреть архив целиком

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ WINDOWS НА BORLAND C++


1. Введение

Цель данного пособия - облегчить усвоение программирования для Windows на BORLAND C++ и способствовать распространению библиотеки OWL (Object Windows Library), которая хорошо продумана и использование которой явно вырисовывает достоинства объектно-ориентированного программирования - инкапсуляции, наследования и полиморфизма.

Пособие привязано к лекционному курсу “Технология программирования”, требуя знаний изложенных на лекциях основ объектно-ориентированного программирования на C++ и предназначено как руководство к лабораторным работам по этому лекционному курсу.

Пособие ориентировано на пошаговую разработку за компьютером несложных Windows-приложений, в процессе которой осуществляется их исследование путем сравнения различных вариантов реализации, изменения параметров членов-функций и значений членов-данных используемых классов.

В создаваемых Windows-приложениях используется очень незначительная, но базовая часть OWL библиотеки, активное усвоение которой способствует снятию барьера, и, как надеются авторы, вызовет удовольствие от первого знакомства с завоевавшей мир Windows.


1.1. Ввод, редактирование и запуск Windows-приложения


Чтобы ввести исходный текст программы, откомпилировать и увидеть на экране окно Windows-приложения, необходимо выполнить следующие действия:


1) Сделайте двойной щелчок левой клавиши мыши (или нажатие ENTER) на пиктограмме Borland C++. Появится окно компилятора BC4.

2) Щелчок левой клавиши мыши на элементе меню Project (или переход в строку меню путем нажатия F10, поиск и высвечивание элемента Project с помощью клавиш  и . Раскрыть Project с помощью клавиши ENTER).

3) Щелчок мышью на команде New project (или выбрать данный пункт меню с помощью клавиш  и  и нажать ENTER). В дальнейшем для краткости будем говорить, что нужно выполнить команду Project|New project (команду New project из меню Project).


Таким образом, будет выполнена команда создания нового проекта и на экране появится следующий диалог.

4) Щелчок мышью на кнопке Browse для просмотра каталога.

5) Воспользовавшись линейкой прокрутки, найти имя требуемого каталога и сделать на нем двойной щелчок левой клавиши мыши.

6) В поле File Name ввести имя проекта с расширением .ide, затем нажать ENTER.

7) Нажмите кнопку Advanced и снимите флажки rc и def в появившемся диалоге Advanced Options, затем нажмите OK.


8) В диалоге создания проекта нажмите кнопку OK.

9) Сделайте двойной щелчок левой кнопкой мыши на имени файла с расширением cpp в окне созданного проекта, в результате чего откроется окно для редактирования текста программы.



10) Введите исходный текст программы.

11) Для компиляции и выполнения нажмите Ctrl-F9.

12) Если получены сообщения об ошибках, то исправьте их и проведите компиляцию заново. Если ошибки отсутствуют, то на экране появится окно Вашего Windows-приложения. Осуществите диалог с приложением, используя мышь.

1.2. Основные приемы редактирования текста в интегрированной среде BORLAND C++


1.2.1. Копирование и удаление части текста в окне редактирования


Для копирования текста из одной его части в другую выполняются следующие действия:

1) Выделить копируемый текст:

а) Подвести курсор к началу копируемого текста.

б) Нажать и удерживать клавишу Shift.

в) Используя клавиши управления курсором, выделить текст.

г) Отпустить Shift.

2) Занести выделенный текст в буфер обмена (Clipboard) путем одновременного нажатия Ctrl и Ins или выполнения команды Edit|Copy.

3) Перевести курсор к месту вставки текста.

4) Перенести текст из буфера в редактор путем одновременного нажатия Shift и Ins или выполнения Edit|Paste.



1.2.2. Копирование содержимого ранее созданного cpp-файла в окно редактирования


Для копирования выполните следующие действия:

1) Выполните команду File|Open.

2) В появившемся диалоговом окне выберите требуемый файл и нажмите OK. Откроется окно с содержимым указанного файла.

3) С помощью вышеописанных действий выделите требуемый фрагмент текста или выполните Edit|Select All для выделения всего текста в окне редактирования.

4) Выполните Edit|Copy или нажмите Ctrl-Ins для копирования выделенного текста в буфер обмена.

5) Если открытый файл больше не нужен, закройте окно. Это делается двойным щелчком левой кнопки мыши на кнопке системного меню окна. Можно сделать один щелчок мыши и в появившемся меню выбрать Close.

6) Выполните Edit|Paste или нажмите Shift-Ins для вставки текста из буфера в окно редактирования.


2. Создание простейшего приложения


Для усвоения работы с компилятором BORLAND C++ создадим несколько вариантов простейшего Windows-приложения, которое создает окно с заголовком. Заголовок окна содержит надпись “Hello, Windows !” или “Hello, Hello !”. Окно также содержит кнопки минимизации и максимизации, а также системное меню приложения.



2.1. Создание объекта приложения внутри функции OwlMain


При написании программы будем работать с классом TApplication и функцией OwlMain. В данном варианте программы объект класса TApplication создается внутри функции OwlMain.


2.1.1. Исходный текст приложения


#include


int OwlMain(int, char* [])

{

TApplication app("Hello, Windows !");

return app.Run();

}


2.1.2. Пояснения к программе


Заголовочный файл owl\applicat.h содержит описание класса TApplication (см. Раздел 10.2.).

app - объект класса TApplication. При создании этого объекта используется неявный вызов конструктора, устанавливающего текст заголовка прикладного окна “Hello, Windows !”.

app.Run() - вызов члена-функции класса TApplication для объекта app. Функция TApplication::Run() запускает приложение.



2.1.3. Задание


1) Создать и выполнить приложение, убедившись в правильности функционирования кнопок максимизации и минимизации окна.

2) Передвинуть окно в другое место экрана.

3) Плавно изменить высоту и ширину окна с помощью мыши.

4) Закрыть приложение.

5) Изменить исходный текст приложения, заменив заголовок окна на “Hello, Hello !”. Убедиться в появлении окна с новым заголовком.


2.1.4. Немного английского


an application - приложение

to run - выполняться

a window - окно

Windows - название системы Windows

OWL - Object Windows Library - библиотека классов Windows

to include - включать

main - основной, главный

to return - возвращать, возвращаться


2.2. Динамическое создание объекта класса TApplication


В этом варианте приложения объект класса TApplication динамически создается в свободной области памяти.


2.2.1. Исходный текст приложения


#include


int OwlMain(int, char* [])

{

TApplication *app;

app=new TApplication(" Hello Windows !");

return app->Run();

}


2.2.2. Пояснения к программе


app - указатель на объект типа TApplication.

Оператор new выделяет участок в свободной области памяти под объект класса TApplication. При этом неявный вызов конструктора инициализирует объект приложения и устанавливает текст заголовка в “Hello, Windows !”.


2.2.3. Задание


Создать и выполнить приложение.


2.3. Кратчайший вариант Windows-приложения


2.3.1. Исходный текст приложения


#include

int OwlMain(int, char* [])

{

return TApplication(" Hello Windows !").Run();

}



2.3.2. Задание


Создать приложение и убедиться в его работоспособности.


3. Использование класса TFrameWindow для создания главного окна


Класс TFrameWindow является производным от TWindow и обеспечивает функционирование главного окна приложения.


3.1. Создание объекта главного окна


В нижеследующем приложении член-функция InitMainWindow класса TApplication с помощью оператора new и конструктора TFrameWindow создает объект - главное окно приложения. Адрес объекта помещается в переменную MainWindow объекта приложения.


3.1.1. Исходный текст программы


#include

#include

class TMyApp: public TApplication

{

public:

TMyApp():TApplication("Hello Windows !"){};

void InitMainWindow()

{

MainWindow=new TFrameWindow(0,"Hello, hello!!");

}

};


int OwlMain(int, char* [])

{

return TMyApp().Run();

}


3.1.2. Пояснения к программе


Включаемый заголовочный файл owl\framewin.h содержит описание класса TFrameWindow (см. раздел 10.3.).

Поскольку в данном варианте приложения мы хотим создать свое собственное главное окно в обход стандартных методов класса TApplication, мы должны переопределить виртуальную функцию InitMainWindow класса TApplication. Для этого мы выводим новый, уже наш, класс TMyApp, как производный от класса TApplication и описываем в нем виртуальную функцию InitMainWindow.

Тело конструктора TMyApp пустое, т.е. {}. Работа этого конструктора сводится только к вызову конструктора базового класса TApplication, содержащего единственный параметр - текст заголовка главного окна приложения (см. раздел 10.2.2).

Тело функции InitMainWindow класса TMyApp содержит оператор new, который совместно с конструктором TFrameWindow создает экземпляр объекта-окна с новым заголовком “Hello, Hello !”. Адрес объекта присваивается переменной MainWindow (см. раздел 10.2.1.), унаследованной от TApplication.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.