Описание языка Turbo Basic для студентов всех специальностей (43604)

Посмотреть архив целиком




АННОТАЦИЯ


Настоящее пособие содержит описание основных средств языка

Турбо-Бейсик, а также необходимые сведения по среде Турбо-Бейсика.

Пособие в основном ориентировано на использование при выпол-

нении практикума по курсу "Основы прикладной информатики". Может

также использоваться в качестве справочника по языку Турбо-Бейсик.












С Московский государственный

институт стали и сплавов

1994 г.


















- 3 -


С О Д Е Р Ж А Н И Е



1. Основные средства языка.............................. 4

1.1. Структура программы............................. 4

1.2. Типы данных..................................... 4

1.3. Массивы......................................... 5

1.4. Выражения....................................... 5

1.5. Стандартные функции............................. 6

1.6. Основные операторы.............................. 8

1.7. Операторы цикла................................. 10

1.8. Подпрограммы, функции и процедуры............... 12

2. Цвет и графика....................................... 16

3. Файлы. Работа с файлами данных последовательного и

прямого доступа...................................... 20

3.1. Файлы последовательного доступа................. 20

3.2. Файлы прямого доступа........................... 23

4. Движущиеся изображения, звуковые эффекты и нестандар-

тный ввод с клавиатуры............................... 26

4.2. Оператор DRAW................................... 26

4.3. Операторы GET и PUT............................. 27

4.4. Оператор BEEP................................... 28

4.5. Оператор SOUND.................................. 28

4.6. Оператор PLAY................................... 28

4.7 Функция INKEY$.................................. 30

5. Библиотека стандартных процедур в Турбо-Бейсике...... 31

6. Рекомендуемый порядок работы на ПЭВМ при создании и

выполнении программ на языке Турбо-Бейсик............ 32













- 4 -


1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА


1.1. Структура программы


Программа состоит из строк. Одна строка содержит один или

несколько операторов, разделенных двоеточием. Например,

a=1:b=1

Перенос оператора на другую строку допускается. В этом слу-

чае используется знак переноса _. Например,

a=1:b_

=1

Строки могут нумероваться (но это не обязательно). Ссылка в

нужное место программы может осуществляться также по метке.

 _Метка . размещается в отдельной строке, начинается с буквы и

содержит любое количество букв и цифр. После метки ставится двое-

точие. Например,

aaa:

x=x+1

...

GOTO aaa

Если первым символом в строке является апостроф ('), то

строка воспринимается как комментарий.

 _Имя . образуется из букв от A до Z (или от a до z), знака под-

черкивания _ и цифр от 0 до 9, начинается с буквы. Имя использу-

ется для обозначения переменных, меток, процедур и т.п.


1.2. Типы данных


Целый (значения от -32767 до 32767, занимает 2 байта); длин-

ный целый (от 2 5-31  0до 2 531 0, 4 байта); вещественный (4 байта); ве-

щественный двойной точности (8 байт); символьный ( последователь-

ность любых символов, каждый символ занимает 1 байт).

 _Тип переменной  .определяется типом данных, которые она предс-

тавляет. Указание типа переменной задается соответствующим знаком

после имени.

a$ - символьный

a% - целый

a& - длинный целый



- 5 -

a! - вещественный обычной точности

а# - вещественный двойной точности

Если знак после имени отсутствует, то эта переменная счита-

ется по умолчанию вещественной обычной точности. То есть

a!=1.1

и

а=1.1

одно и то же.


1.3. Массивы


 _Описание массивов . осуществляется с помощью оператора DIM с

указанием размеров. Например, оператор

DIM a(10), b(10:20, 25:45)

описывает одномерный массив a, элементы которого имеют индексы от

0 до 10, и двухмерный массив b, элементы которого имеют индексы :

первый от 10 до 20, второй от 25 до 45.

Если нижняя граница индексов в описании не указана, то она

считается равной 0.

Используя оператор  _OPTION BASE n ., можно задать нижнюю грани-

цу индексов равной n. Например,

OPTION BASE 1

DIM a(10)

В этом случае индекс элементов массива a 2  0будет принимать значе-

ния, начиная с 1. Если описание массива отсутствует, то по умол-

чанию верхний индекс равен 10 ( нижний - 0). В описании массива

вместо константы может использоваться переменная. Например,

DIM a(n)

Значение n должно быть предварительно определено.

Используя  _оператор ERASE ., можно освободить память, выделен-

ную под массив, и вернуть ее для дальнейшего использования. Нап-

ример, оператор

ERASE a

возвращает память, выделенную под массив a.


1.4. Выражения


 _Символьные выражения . состоят из символьных констант (после-

довательность символов, заключенная в кавычки), символьных пере-



- 6 -

менных, символьных функций, соединенных знаком + (конкатенация,

или объединение). Например,

a$="КАТЯ"

b$="ЛЕНА"

f$=a$+" И "+b$

В результате f$ будет иметь значение "КАТЯ И ЛЕНА". При помощи

функций LEFT$, RIGHT$, MID$ можно выбрать часть символьной пере-

менной слева, справа или из середины. Например,

F1$=LEFT$(f$,4)

F2$=RIGHT(f$,4)

F3$=MID$(f$,6,1)

В результате будет F1$ = "КАТЯ", F2$ = "ЛЕНА" и F3$ = "И".

 _Числовые выражения . включают в себя константы, переменные,

функции, соединенные знаками арифметических операций, при этом

могут использоваться величины разных типов.

 _Приоритеты . арифметических операций:

1. Возведение в степень (^)

2. Умножение, деление (*,/ )

3. Деление нацело (\) (например, 5\2 равно 2)

4. Вычисление остатка от деления (MOD) (например, 45 MOD 19

равно 7)

5. Сложение, вычитание (+,-)


1.5. Стандартные функции


Запись на Бейсике Математическая запись

ABS (x) │x│

SIN (x) sin x

COS (x) cos x

TAN (x) tg x

ATN (x) arctg x

EXP (x) e 5x

LOG (x) ln x

LOG2(x) log 42  0x

LOG10(x) lg x

INT (x) целая часть х

SGN (x) знак х (+1 при х > 0,

0 при х=0, -1 при x < 0)

SQR (x) квадратный корень из х



- 7 -

LEN (а$) количество символов а$

LEFT$(a$,n) выбирает из a$ n символов,

начиная с первого

MID$ (a$,m,n) выбирает из a$ n символов,

начиная с m-го

RIGHT$ (a$,n) выбирает n символов а$,

начиная с последнего

STR$ (x) преобразует число к

символьному виду

VAL (a$) определяет числовое значение а$

ASC (a$) определяет код первого

символа а$

TAB (n) указывает номер позиции для

вывода следующего элемента в

списке вывода оператора PRINT

SPC (n) вывод n пробелов, используется

в списке вывода оператора PRINT

RND [(x)] выдает случайное число из инте-

рвала (0,1)

Замечания. 1. [] обозначают необязательный параметр.

2. Если х=0, то повторяется последнее сгенерированное число; если

х < 0, то для каждого x 2  0генерируется новая последовательность

случайных чисел; если x > 0 или отсутствует, то генерируется оче-

редное случайное число, но при повторном запуске последователь-

ность повторяется. Можно использовать оператор RANDOMIZE (перед

первым использованием функции RND), чтобы при новом запуске прог-

раммы получать новую последовательность случайных чисел.

 _Операции отношения .: <, <=, >, >=, <>.

Левая и правая части отношения - это числовое или символьное


Случайные файлы

Файл
125638.rtf
151679.rtf
150194.rtf
114792.rtf
85044.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.